Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Бронеавтомобили

Проверка на дорогах.

Бронеавтомобили класса MRAP.

Виктор Фомин
Фото автора, Юрия Петрова, Александра Привалова, Максима Шелепенкова и фирм-производителей

Бронетранспортёр. Из названия не трудно догадаться, что этот тип военной техники служит для переброски военнослужащих к месту боестолкновения. Позднее его вовлекли непосредственно в само сражение. Но тут-то и возникла дилемма: для ведения боя и для доставки солдат на поле брани к подобным транспортным средствам предъявляются совершенно разные требования

Печальный опыт

Мой одноклассник всегда был немногословен, а после того, как лишился ноги почти по колено, и вовсе превратился в мрачного интроверта. Но после 30-летнего перерыва в нашем знакомстве и 150 граммов отечественного самосознания его вдруг прорвало. «Знаешь, когда рядом с тобой вдруг вспучивается днище бэтэра и сквозь разрыв внутрь врывается столб огня пополам с дымом – это очень страшно». «Правда, испугался я уже в госпитале. Там, на нашей стороне речки…»

Именно поэтому наша пехота в Афганистане предпочитала передвигаться на броне, подставляя лицо горным ветрам и грудь моджахедским пулям. Да-да, именно так: их боялись меньше, чем подрыва мины. К сожалению, тогда, в начале 80-х годов прошлого столетия, получив столь печальный опыт, наши военные стратеги не вынесли из него урока. А ведь на тот момент опыт противостояния минной войне уже существовал. Правда чужой.

Южноафриканская Республика является одним из родоначальников бронеавтомобилей класса MRAP. Одни из наиболее типичных представителей данной школы – броневики [b]Casspir[/b] (первый снимок) и Gila MBPV (второй снимок) производства фирмы IVEMA

Южноафриканская Республика является одним из родоначальников бронеавтомобилей класса MRAP. Одни из наиболее типичных представителей данной школы – броневики Casspir (первый снимок) и [b]Gila MBPV[/b] (второй снимок) производства фирмы IVEMA

Южноафриканская Республика является одним из родоначальников бронеавтомобилей класса MRAP. Одни из наиболее типичных представителей данной школы – броневики Casspir (первый снимок) и Gila MBPV (второй снимок) производства фирмы IVEMA

Рождение MRAP

Двадцатью годами ранее французы, столкнувшись с подобной тактикой со стороны алжирских партизан, крепко призадумались. И решили подключить к решению проблемы фирму AMX, известную на тот момент своей бронетанковой продукцией. Их ответ на поставленную задачу оказался до гениальности прост: взяв за основу грузовик Berliet, инженеры компании установили на него бронекапсулу с V-образным профилем днища. По сути, с этого момента и нужно вести отсчёт времени существования бронеавтомобилей класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – противоминная защита от атак из засад). Позднее эту идею подхватили многие страны, так или иначе ввязанные в локальные конфликты. И стали её активно развивать.

Первым броневиком класса MRAP по праву можно считать изделие французской компании AMX, построенное в 1959 году на шасси грузового автомобиля Berliet GBC 8 KT

Первым броневиком класса MRAP по праву можно считать изделие французской компании AMX, построенное в 1959 году на шасси грузового автомобиля Berliet GBC 8 KT

Характерной особенностью американского MaxxPro являются капот и оперение от коммерческого грузовика International WorkStar 7000. Но это не должно обманывать – под ними скрывается полноценная броня

Характерной особенностью американского MaxxPro являются капот и оперение от коммерческого грузовика International WorkStar 7000. Но это не должно обманывать – под ними скрывается полноценная броня

Рожденные в конфликтах

Полноценный броневик MRAP впервые появился в Родезии в 1974 году (Hippo Mk1-R), а после того, как она превратилась в Зимбабве, в ЮАР на шасси грузовиков Samil начат выпуск MRAP Bulldog. Их отличительной особенностью являлась конструкция подвесок, элементы которой компоновались не слишком плотно, с расчётом рассеивания взрывной волны. Толчком к появлению подобного типа бронетехники у нашего основного геополитического соперника, Соединенных Штатов Америки, стали войны в Ираке и всё том же Афганистане, разразившиеся на рубеже XXI века. Кстати, по итогам этих конфликтов появились и другие противоминные подходы, отличные от V-образной конструкции днища. К примеру, энергопоглощающие модули на базе композитов позволили существенно понизить силуэт бронеавтомобилей класса MRAP (высота – один из основных их недостатков).

Семейство Cougar от Force Protection – наиболее близкий конкурент нашему «Тайфуну-У» («Урал-63095» и «Урал-53099»). Неплохо зарекомендовало себя во время кампаний в Ираке и Афганистане

Семейство Cougar от Force Protection – наиболее близкий конкурент нашему «Тайфуну-У» («Урал-63095» и «Урал-53099»). Неплохо зарекомендовало себя во время кампаний в Ираке и Афганистане

Семейство Cougar от Force Protection – наиболее близкий конкурент нашему «Тайфуну-У» («Урал-63095» и «Урал-53099»). Неплохо зарекомендовало себя во время кампаний в Ираке и Афганистане

MRAP у нас

Ну а у нас, на необъятных просторах 1/7 части суши, осознание жизненной необходимости подобного типа машин пришло относительно недавно. Во время первой чеченской кампании на вооружение Российской армии поступило изделие под названием «Звезда». Концептуально оно практически повторяло бронеавтомобиль AMX конца пятидесятых: на раму полноприводного грузовика «Урал-4320» установили бронекапсулу с V-образным днищем, а кабину обшили листами стали. Кто-то может прийти в изумление: как же так, в середине девяностых и такой примитивизм родом из середины прошлого века? Да, всё это так, но нельзя забывать, как отстала наша оборонка в постперестроечный период! И стоит упомянуть, что даже в таком виде эта машина спасла жизни сотням российских военных. Такие вот реалии…

Эта схема довольно наглядно иллюстрирует преимущества MRAP перед обычным бронетранспортёром при подрыве на мине

Эта схема довольно наглядно иллюстрирует преимущества MRAP перед обычным бронетранспортёром при подрыве на мине

Дальнейшим развитием этой темы стал проект «Тайфун». Естественно, основанный уже совершенно на ином техническом и технологическом базисе. В 2010 году была утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», в которой предусматривалось развитие семейств высокоунифицированных бронеавтомобилей. Итогом стало появление на свет MRAP-вездеходов КАМАЗ-63968, «Урал-63095», «Урал-63099» и укороченной версии последнего – «Урал-53099». Существует ещё два броневика с названием «Тайфун» – КАМАЗ-53949, который нельзя в полной мере отнести к классу MRAP, и КАМАЗ-63969, от дальнейшей разработки которого отказались. Так что о них не имеет особого смысла рассказывать в этой статье…

Бескапотный КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»

Бескапотный КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»
Cравнительные характеристики бронеавтомобилей MRAP
Производитель IVEMA Force Protection International КАМАЗ «Урал»
Модель Gila MBPV Cougar MaxxPro 63968 63099
Страна производства ЮАР США США Россия Россия
Колёсная формула 4х4 6х6 4х4 4х4 6х6 6х6
Экипаж+десант, чел. 2+9 2+8 2+4 от 2+4 до 2+10 2+16 2+12
Длина 6500 7087 5918 6451–7163 8990 8470
Ширина 2750 2743 2591 2515 2550 2550
Высота 2500 2642 2642 3048 3300 3220
Дорожный просвет, мм 395 410 410 356/280 575 500
Полная масса, кг 13 600 23 587 17 237 14 300–18 600 22 500 24 000
Грузоподъёмность, кг 3200 5897 2722 1650–5000 4000 4000
Двигатель MTU 4R 106TD21 Caterpillar C7 MaxxForce D КАМАЗ-740.354 ЯМЗ-5367
Мощность, л.с. 215 330 330 330 450 450
Макс. скорость, км/ч 105 Н. д. 104 Н. д. 105 105

Общая для всех бронеавтомобилей типа MRAP особенность – опускающаяся вниз аппарель в кормовой части. Она позволяет быстро и, главное, безопасно десанту покинуть машину в бою

Общая для всех бронеавтомобилей типа MRAP особенность – опускающаяся вниз аппарель в кормовой части. Она позволяет быстро и, главное, безопасно десанту покинуть машину в бою

В 2012 году BAE Systems Land Systems South Africa совместно с Mahindra & Mahindra в Индии на предприятии Defence Land Systems India изготовила MRAP Casspir Mk6 на шасси «Урал-4320» с турбодизелем ЯМЗ-236НЕ2 и КП ЯМЗ 236У

В 2012 году BAE Systems Land Systems South Africa совместно с Mahindra & Mahindra в Индии на предприятии Defence Land Systems India изготовила MRAP Casspir Mk6 на шасси «Урал-4320» с турбодизелем ЯМЗ-236НЕ2 и КП ЯМЗ 236У

Побратимы с литерами «К» и «У»

Из маркировки понятно, что первый из перечисленных разработан в Набережных Челнах, а все остальные – в Миассе. Первая троица имеет трёхосную схему шасси, а четвёртый – двухосную. Но есть нюанс: на КАМАЗе средняя ось смещена вперед, а оба передних моста сделаны управляемыми. В соответствии с традициями заводов-изготовителей КАМАЗ скомпонован бескапотным, а все «Уралы» соответственно капотники. «Урал-63095» и КАМАЗ-63968 обладают модульной конструкцией (то есть кабина и десантное отделение у них разделены). Два оставшихся – однообъёмники. Двигатель у КАМАЗа свой – турбодизель V8 семейства 740 с отдачей в 450 л.с. На «Уралах» устанавливают ярославские рядные «шестёрки» такой же мощности. Ну и ещё одно маленькое пояснение. Все КАМАЗы несут добавку к имени «Тайфун» – литеру «К», а «Уралы»… Правильно, «У».

Противоминный MRAP USMC Buffalo, Ирак 2005 г.

Противоминный MRAP USMC Buffalo, Ирак 2005 г.

Противоминный MRAP USMC Buffalo, Ирак 2005 г.

Противоминный MRAP USMC Buffalo, Ирак 2005 г.
1 / 2

MRAP MaxxPro на службе у SWAP

MRAP MaxxPro на службе у SWAP

Это о различиях. Теперь о сходстве. Речь не о простой похожести, а о концептуальном родстве. Во-первых, согласно идеологии MRAP у всех этих машин днище имеет V-образную конфигурацию, а ходовая часть сконструирована таким образом, чтобы при взрыве рассеивать его энергию. Класс противоминной защиты b3, которому соответствуют «Тайфуны», позволяет противостоять энергии подрыва мощностью до восьми килограммов в тротиловом эквиваленте. Броня у всех броневиков многослойная (высокопрочная сталь плюс керамика) и соответствует четвёртому уровню защиты по стандарту STANAG 4569. Она позволяет противостоять бронебойным пулям калибра 14,5 мм и осколкам 152-миллиметровых осколочно-фугасных снарядов, взорвавшихся на расстоянии буквально нескольких метров от машины.

Для защиты от поражения из гранатомета предусмотрена внешняя навеска из специальных матов, которые ломают фокусировку кумулятивной струи. Причём система крепления их к бронекорпусу весьма оригинальна – при помощи липучек типа «репей». Бронестекла толщиной 128 мм способны выдержать два попадания всё теми же 14,5-миллиметровыми пулями, правда, с интервалом не менее 30 см. Существует и облегчённый вариант остекления, рассчитанный на защиту от пуль калибра 7,62 мм.

Семейство «Тайфун-У» весьма обширно: модульный «Урал-63095» (1), однообъёмный «Урал-63099» (2) и укороченная версия последнего – «Урал-53099» (3)

Семейство «Тайфун-У» весьма обширно: модульный «Урал-63095» (1), однообъёмный «Урал-63099» (2) и укороченная версия последнего – «Урал-53099» (3)

Семейство «Тайфун-У» весьма обширно: модульный «Урал-63095» (1), однообъёмный «Урал-63099» (2) и укороченная версия последнего – «Урал-53099» (3)

Семейство «Тайфун-У» весьма обширно: модульный «Урал-63095» (1), однообъёмный «Урал-63099» (2) и укороченная версия последнего – «Урал-53099» (3)

Ну и нельзя не отметить кресла-ковши для десанта с фиксирующими подголовниками, пятиточечными ремнями безопасности и демпфирующим креплением. Это, можно сказать, последний эшелон защиты!

Прокатившиеся 9 мая по Красной площади бронеавтомобили «Тайфун», уже не вызывали того восхищения, что во время дебюта три года назад. Но это закономерно. Мы привыкаем к виду любой новой техники. Главное здесь другое: важно, чтобы отпала необходимость у наших солдат в горячих точках прятаться от мин, перебираясь на броню. И, судя по сирийской кампании, она у них уже не возникает…

 

Источник  http://www.gruzovikpress.ru/

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *