Переход СП «МАЗ-МАН» на кабины МАЗ IV поколения позволило в своё время разнообразить и модернизировать гамму продукции, которая, как казалось вначале, навсегда будет связана с типажом MAN F2000. Однако в 2006 году немецкие кабины уступили место местным с соседнего МАЗа.
Сравнительно небольшая компания находится в тени индустриальных автогигантов. Но выпуск в 1,5 тысячи машин не является такой уж мелочью, поскольку перекрывает продажи грузовых иномарок в России и Белоруссии.
Специально для зимы, но если нужно…
В конце зимы совместное предприятие изготовило новый вариант универсальной машины для обслуживания дорог в зимнее время года. Новинка, оснащённая комплектом снегоочистительного и пескосолераспределительного оборудования фирмы Arctic Machine (Финляндия) была передана заказчику – концерну «Белавтодор».
Основой дорожной машины послужил серийный самосвал МАЗ-MAN 752559 с колёсной формулой 6х4. Допустимая полная масса шасси достигает 41 т при грузоподъёмности 26,5 т. Автомобиль комплектуют рядным 6-цилиндровым турбоизелем МАN D2066LF44 мощностью 440 л.с. (324 кВт), выдающим 2100 Н·м крутящего момента. Мотор, выполняющий требования экологического стандарта Euro 5, агрегатируется с 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16S2220TO и коробкой отбора мощности для гидросистемы рабочего оборудования.
В конструкции шасси применена усиленная холодноклёпанная рама Heavy Duty, рассчитанная для навески фронтального и бокового рабочего органа, а также короткая кабина МАЗ. При этом дорожная машина не утратила способности работать в роли обычного самосвала, например, в летний период. Самосвальная платформа МАЗ-МАН вместимостью 16 м3 изготовлена из высокопрочной стали и оборудована гидроцилиндром Hyva. Кузов подготовлен под установку бункера, оборудован задним навесным бортом и имеет подогрев от выхлопных газов. Кроме этого в шасси применяются передний мост MAN; средний и задний мосты Hande Axle, выдерживающие нагрузку 16 т; рулевое управление RBL и тормозная система WABCO.
Навеска с запасом прочности
Рабочее оборудование для содержания дорог включает съёмные скоростные отвалы Arctic Machine, рассчитанные на высокопроизводительную уборку автомобильных магистралей от снега. Для этого на самосвале установлены два снежных отвала: передний поворотный, скошенный отвал АМ 4600 HPD T2 с шириной лезвия 4600 мм изготовлен из высокопрочного плотного полиэтилена и может поворачиваться относительно оси на 42º в каждую сторону. Боковой скошенный отвал AM SHJ 216 J с длиной рабочего ножа 4180 мм при повороте от 2 до 46º позволяет вести уборку на ширине от 0 до 3,451 м. Использование переднего плуга и бокового отвала позволяет самосвалу МАЗ-МАН 752559 вести уборку снега с максимальной зоной очистки до 6,58 м, захватывая сразу две полосы движения. Перекрытие следа переднего отвала боковым составляет 0,42 м. При этом важно отметить, что скорость движения машины во время очистки дороги в зависимости от условий происходит на скоростях 30, 50 или 80 км/ч.
Сзади смонтировано оборудование для обработки дорожного покрытия сыпучими или жидкими реагентами. Распределяет противогололёдные материалы пескосолеразбрасыватель AM 9054, накопительный бункер сухого реагента, вмещает 9 м3 материалов, а ёмкости для хранения солевых растворов объёмом 5,4 м3. Распределяющее устройство с электронным управлением точно дозирует разбрасывание противогололёдных реагентов в автоматическом режиме.
А в чём разница?
Надо отметить, что предприятие «МАЗ-МАН» не первый год создает высокоэффективные дорожные машины. Предыдущей моделью, выпущенной в 2017 году, был подобный автомобиль-самосвал МАЗ-MAН-652558. Внешне машины похожи, и остаётся выяснить, а в чём, собственно, разница? Для удобства восприятия следует привести краткую техническую характеристику. Значения отличаются, как видно, по всем параметрам. Но есть и более существенная новизна: на новой машине допускается возможность установки поливочно-моечного оборудования (об установке подметального оборудования или цилиндрической щётки пока не говорится). Но даже это существенно расширяет сезонное применение и фактически ставит машину в один ряд с КДМ – комбинированными дорожными машинами, а это уже серьёзная заявка для рынка, где пул из производителей остаётся неизменным в течение 15 последних лет.
Шасси (год выпуска) | МАЗ-МАН 652558 (2017) | МАЗ-МАН 752559 (2019) |
Допустимая полная масса автомобиля, кг | 35 000 | 41 000 |
Грузоподъёмность шасси, кг | 22 000 | 26 500 |
Вместимость кузова, м3 | 13 | 16 |
Длина платформы, мм | 4550 | 5045 |
Двигатель: | МАN D2066LF45, турбодизель, I-6 | МАN D2066LF44, турбодизель, I-6 |
рабочий объём, cм3 | 10 518 | 10 518 |
мощность, л.с. | 400 при 1900 мин-1 | 440 при 2100 мин-1 |
Коробка передач | ZF 16S1220TO, механическая | ZF 16S2220TO, механическая |
Распределитель противогололёдных материалов | АМ 3559 | АМ 9054 |
Передний дорожный плуг | AM 4000 HPD Т2 | АМ 4600 HPD T2 |
Боковой скоростной отвал | AM SHJ 214 | AM SHJ 216 J |
Вместимость ёмкости для солевых растворов, м3 | 2,2 | 5,4 |
Вместимость контейнера для сухого материала, м3 | 8,5 | 9,0 |
Ширина рабочей зоны при снегоочистке, м | до 5,97 | до 6,58 |