Роберт Яблонский.
Новый двухэтажный автобус Setra S 531 DT может показаться заурядной премьерой, кабы не два обстоятельства. Оказывается, в этом году в России первым двухэтажным автобусам на междугородных маршрутах исполняется 110 лет! И второе, Setra S 531 DT – первый автобус компании, изначально разработанный для регулярных междугородных маршрутов. До 2013 года в Германии доппельдеккеры использовались только на туристских перевозках. А опытные эксплуатанты знают, что туристскую машину не всегда можно адаптировать для регулярных рейсов.
Когда в 1995 году концерн Daimler AG объявил о слиянии автобусных марок Setra и Mercedes-Benz в консорциум EvoBus GmbH, то было чему встревожиться конкурентам. Одной из доктрин новообразованной компании, где работало 9340 человек, стало создание премиального сегмента на рынке массовых пассажирских перевозок и организация сервисного бренда OMNIplus. Сейчас OMNIplus предлагает в более чем 600 сервисных пунктах обслуживание и ремонт подержанных автобусов, реализованных через сервис BusStore. Развитие постпродажного сопровождения техники вознёс бренды Mercedes-Benz и Setra на недосягаемую высоту. Но качественный сервис сопровождается ещё и высоким прайсом. Тем более, что у немецких компаний всегда хватало конкурентов, чтобы не задирать нос и планку цен. Новый доппельдеккер показал, что управленцы из Штутгарта готовы показать миру новые стандарты качества, которые и так задраны до небес. И конкурентам придётся серьёзно вложиться, чтобы превзойти Setra, которая в линейке EvoBus хоть и занимает премиальную позицию, но стремится войти в нишу массовых пассажироперевозок.
Персонально для водителя
Мы же не оцениваем фирменный поезд по кабине машиниста, а самолёт не по кокпиту пилота? Так и автобус в отличие от грузовика и легковушки начинается не с водительского, а с пассажирского места. Но в Setra S 531 DT театр начинается не с вешалки, а с дирижёрского пульта!
Рабочее место доступно взглядам пассажиров. И напротив, видеосистема на панели приборов позволяет видеть, что происходит в салоне. Применены такие системы, как прогностический круиз-контроль Predictive Powertrain Control (PPC) и оценка водительского стиля вождения Eco Driver Feedback (EDF). На панель выведена мультимедийная система Coach Multimedia System (CMS), которая применяется на всей линейке автобусов TopClass 500.
Панель приборов озадачивает. Про богатое убранство клавиш можно судить лишь в духе «нравится – не нравится». За 10 лет на панели добавилось 12 сенсорных кнопок! Сейчас их только на консоли уже 50 и ещё 14 клавиш на рулевом колесе, не считая кнопки звукового сигнала. Использованы функции «старт-стоп», а уж от перечисления систем и выполняемых нормативов в глазах рябит: адаптивный круиз-контроль, ограничитель непрерывного торможения, Lane Assistant и Front Collision Guard, ABS, ABA 4, ART, AtAs, BAS, DBL, ESP, TPMS и ещё много чего! А есть ещё подрулевые переключатели и видеосистема! Хорошо, что педалей не четыре, как у американских магистральных тяжеловозов!
Дизайнеры опять так и не побороли центральную консоль, которая затрудняет проход на место водителя. Нужен ли такой массивный прилив ради ещё одного девайса?
От Setra начинаешь ожидать передовых решений в виде ЖК-панели. Но эргономисты решили оставить аналоговые циферблаты, которые шофёрскому взгляду более привычны. Из профессиональных решений – электронный ключ, без которого автобус невозможно ни завести, ни уехать на нём. Поэтому водители не запрещают детям посидеть за рулём лайнера. Маленькая деталь: при включении индивидуального ключа автобус восстанавливает все персональные водительские настройки!
Плацкарта для звёзд
В отличие от высокопалубных автобусов, которые производители предлагают во всех классах звёзд (начиная со стандартного 1-звёздного варианта для лоу-костеров и заканчивая бизнесом 5 звёзд), все туристские даблдеккеры соответствуют обычно уровню 3 и 4 звезды. Setra не исключение. Пять звёзд с шагом в 81 см в двухэтажных машинах – большая редкость. Введение звёзд по классам более 40 лет назад позволило выявить бюджетные группы и премиум-класс.
На железных дорогах СССР пассажиры пытались отличать вагоны по рифлению бортов. К примеру 5 рёбер было у межобластного, у плацкартного – 3, у купе 2 или 3. Потом это правило перестали соблюдать. Отличий для 3 и 4 звёзд у Setra S 531 DT на начало 2019 года всего одно – кнопка возле задней двери с символом инвалида в коляске!
Всё дело в планировке: в комфорт-классе (3 звезды) – 83 места с шагом сидений не менее 68 см. А в первом классе (4 звезды) на 78 мест шаг сидений составляет 74 см. Они отличаются передними лестничными маршами. У комфорт-класса (3*) лестница расположена справа. Тогда как в первом классе (4*) колодец с лестницей размещён слева за креслом водителя. Во всех вариантах число посадочных мест неизменно только на первом этаже – 22 кресла с двумя столиками для 2 и 3 ряда сидений, которые расположены друг напротив друга. Разница в том, что сиденья в комфорт-классе более узкие и лёгкие. Это позволяет разместить инвалидные коляски на место задних сдвигаемых кресел с правой стороны (для этого у сидений имеются специальные рельсы). Но затруднение вышло со вторым этажом – при плотной планировке (3*) с уменьшенным шагом сидений лестничный марш удобнее расположить только справа.
В Международный день людей с ограниченными возможностями 3 декабря в Штутгарте были представлены варианты туристских автобусов Mercedes-Benz и Setra с низким входом и расширенными площадками для инвалидных и детских колясок. Машины оснащены системой книлинга, рампами и подъёмниками для заезда колясок. Конкретно в Setra S 531 DT место для двух инвалидных кресел предусмотрено на первом этаже справа. Для освобождения места пассажирские кресла сдвигаются по специальным рельсам.
Ну и поскольку в 3-звёздочном варианте имеются места для колясок, то на второй двери предусмотрена автоматически выдвигаемая аппарель. Она срабатывает при нажатии кнопки, расположенной на борту. Других способов узнать о классности у представленных трёх автобусов Setra S 531 DT пока нет!
Комфорт для пилигрима
Ещё 50 лет назад признаком шика автобуса служили блестящие детали оформления салона. Сейчас таким признаком является остеклённая крыша TopSky. Однако она входит в список опций. Как элемент комфорта в дальней дороге – прозрачная крыша. По наблюдению некоторых пассажиров она вызывает утомление к концу поездки. Вообще её рекомендуют применять в туристских, а не междугородных поездках.
Автобусы первого класса (4*) в исполнении Setra Voyage Plus оборудованы сиденьями и стеновыми панелями с чёрно-синей обивкой или в охристо-серых тонах Vanity grey. Кресла обязательно с регулируемыми подголовниками из композиционных кожно-велюровых материалов. Использование в салоне энергосберегающих LED-ламп и ЖК-мониторов позволило значительно снизить нагрузку на электросеть и установить на стенке возле посадочных мест двойное гнездо USB со светодиодной подсветкой и розетку на 220 В.
Через интерфейс USB можно посмотреть телевизионные программы, послушать музыку или гида. Трансляция ведётся от тюнера DVB-T2 через медиа-роутер.
Для обеспечения постоянного энергопотребления в машине предусмотрены две отдельных АКБ. От них параллельно запитаны вакуумные системы сантехники, готовки и хранения еды.
В 3-звёздном варианте нет регулировки подголовника – только наклон спинки сиденья и поперечный сдвиг подушки кресла. Такие варианты в рейсовой эксплуатации являются самыми ходовыми и потому их часто используют для междугородных маршрутов. Но тут же возникают требования по оборудованию местами для инвалидных колясок. Однако такие машины тоже готовы брать туроператоры, где есть свой сегмент лоу-коста.
В кухонном блоке предусмотрены две кофемашины Frenzel, каждая на 40 чашек, и мойка. Прохладительные же напитки размещены в передней панели, в холодильном боксе. Так что пассажиры без горячего перекуса в дороге не останутся.
Современные междугородные лайнеры для дальних путешествий немыслимы без санузла, тем более, когда на борту 80 пассажиров. Туалетная кабина расположена напротив задней двери, оборудована рукомойником, зеркалом и феном. В попытке выделить миллиметры, унитаз расположили по диагонали.
Безопасность в движении!
Безопасности в компании Daimler AG уделяют повышенное внимание. Как раз на Setra S 531 DT свою мировую премьеру отпраздновали в прошлом году системы помощи Active Brake Assist 4 и Sideguard Assist.
Радиолокатор дальнего действия Active Brake Assist 4 обнаруживает транспортные средства и препятствия на прямой линии перед автобусом на дистанции до 250 м, велосипедистов и мотоциклистов видит уже на 160 метрах, а пешеходов распознаёт уже на расстоянии до 80 м. Максимальный угол луча 18º.
Радиолокатор ближнего действия имеет дальность 70 м и угол луча в 120º, что позволяет обнаруживать объекты по бокам. Нужно учесть, что дальность обзора зависит от рельефа местности, курса дороги, погодных условий. Автоматические предупреждающие и тормозные реакции системы на неподвижные и крупные движущиеся объекты срабатывают на скоростях до 100 км/ч, а обнаружение пешеходов в траекторной зоне система реагирует на скоростях до 50 км/ч.
По мере необходимости водитель может отменить работу системы, например, с помощью рулевого управления, толчка или экстренного торможения. Но если водитель недостаточно сильно тормозит, то Active Brake Assist 4 самостоятельно применит торможение.
Нет предела совершенству
По технологии изготовления автобус на порядок проще легкового автомобиля и на порядок затратнее, хотя бы по числу деталей и технологий. Туристские лайнеры являются элитой пассажирских перевозок. В них богато объединены лучшие качества всех автобусных сословий.
Setra регулярно обновляет моторно-трансмиссионную и ходовую части. Рядный 6-цилиндровый турбодизель двигатель OM 471 рабочим объёмом 12,8 л и мощностью 510 л.с. заменил ранее использовавшийся V8. Этот двигатель последней модернизации 2016 года в связи с введением норм Euro 6. Прямой впрыск Common Rail с уникальной гибкой системой впрыска X-Pulse высокого давления; изменённая геометрия камеры сгорания с повышенной степенью сжатия, запатентованный процесс рециркуляции отработавших газов с гибким управлением скорости обратного потока, асимметричный впрыск. Благодаря фиксированной геометрии турбины нового турбокомпрессора удалось избавиться от клапана перепускной заслонки и удалить датчик EGR, что лишь повысило надёжность агрегата. Большое внимание уделено акустическому комфорту. На задних сиденьях второго этажа шум не превышает 60 дБА.
Setra S 531 DT – первый в мире туристский автобус Daimler Buses, который в стандарте снабжён системой пожаротушения моторного отсека. Об опасности водителя предупреждают сигнальная лампа и зуммер. После этого в отсеке через сопла огнетушителя под высоким давлением распыляется смесь огнетушащих веществ, которая резко охлаждает двигатель и системы.
Автоматическая 8-ступенчатая КП GO 250-8 PowerShift передаёт крутящий момент на ведущий мост RO 440. Функция интеллектуального управления трансмиссией (PPC) и система обратной связи с эко-драйверами (EDF) позволяют адаптироваться под индивидуальный стиль вождения. Задняя ось, активно управляемая, с независимой подвеской колёс.
Допустимая полная масса, кг | 26 400 |
Двигатель:
|
Mercedes-Benz OM 471, турбодизель, I-6, Euro 5 12 809 510 при 1600 мин-1 2500 при 1100 мин-1 |
Коробка передач | Mercedes-Benz GO 250-8 PowerShift, ГМП, 8-ступенчатая |
Передняя подвеска | 5,92 |
Задняя подвеска | Пневматическая |
Подруливающая ось | ZF RL 75 EC |
Передаточное число главной передачи | 3,583 |
Тормозная система | Пневматическая, с EBS и AВА |
Диаметр разворота, м | 23,14 |
Тормозные механизмы всех колёс | Дисковые |
Размер шин | 315/80 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 480 |
Вместимость бака с AdBlue, л | 40 |
Число мест при классификации 3/ 4 звезды | 83/ 78 |
Вместимость багажных отсеков/ багажных полок, м3 | 8,4/ 1,2 |
Будни бытия
О том, насколько это сложный и уникальный продукт, говорят два факта: всего их выпуском занимаются лишь 30 компаний (меньше, чем электробусов), а суммарный парк двухэтажных лайнеров оценивается в пределах 50 тысяч единиц. Количество производителей не меняется уже 50 лет. Место выбывающих продуцентов из Великобритании и стран Африки занял Китай. В соцлагере двухэтажные машины выпускали только Венгрия и ГДР.
Больше всего двухэтажных автобусов используется на городских маршрутах. Наибольший прирост даблдеккеров приходился на сегмент экскурсионно-прогулочных перевозок.
В разных странах существуют законодательные ограничения по выпуску двухэтажных автобусов на линию: запрет на перевозку детей на втором этаже, эксплуатация в ночное время или работа на регулярных междугородных рейсах. Так, например, было в Европе, где до 2013 года двухэтажники не выпускались на межгород вовсе – только для туристских однодневных поездок. На вторичном рынке двухэтажные автобусы не относятся к высоколиквидному товару. Эксплуатанты охотнее берут более лёгкие высокопольные автобусы, благо предложений хоть отбавляй. К этому их подталкивает специфика дорог и осевые ограничения, ведь такие автобусы весят в самом облегчённом прогулочном виде 18 т, а масса туристских лайнеров с колёсной формулой 6х2 достигает 28 т! Кроме того, существуют подмостовые и тоннельные габариты, которые встречаются не только в исторической застройке городов и транзитных населённых пунктах, но и на трассах.
Высокие братья
Для компании Kässbohrer Fahrzeugwerke выпуск двухэтажных автобусов не входил в число приоритетных задач. Тем более, что она занялась их выпуском довольно поздно. Свой первый опыт компания провела в 1979 году, выпустив туристский сочленённый прототип Setra SG 221 HDS. На самом деле это был высокопалубный лайнер, но с одной важной особенностью: кабина водителя и экскурсовода расположена под верхним этажом. Машина использовалась для рекламы и представительских нужд, однако уже спустя два года по той же схеме (подэтажная кабина) был представлен серийный вариант Setra S 228 DT. Первый полноценный двухэтажник S 216 HDS начали выпускать в 1988-м, а уже через 4 года компанию ему составила модель S 328 DT. Поколение S 300 установило первый рекорд среди двухэтажных туристов нахождения в серии: 10 лет в неизменном виде. Второй рекорд принадлежит S 431 DT, который дебютировал в 2002 году и был снят с производства только в этом году. Всего к 2014 году было выпущено 2500 двухэтажных лайнеров Setra.