Д. М. Косырев, В. С. Лапашин.
Страхование гражданской ответственности экспедиторов и перевозчиков.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности транспортные компании неизбежно сталкиваются с огромным количеством рисков. Груз может повредиться в результате транспортного происшествия, может быть похищен злоумышленниками, повреждён во время проведения погрузо-разгрузочных работ.
В России по-прежнему основным видом транспорта для перевозки грузов остаётся автомобильный, что хорошо видно из данных Федеральной службы государственной статистики РФ:
В условиях турбулентности российской экономики участники транспортной отрасли стали чаще обращаться в страховые компании за полисом страхования гражданской ответственности.
Учитывая высокую потребность данного вида страхования, страховщиками совместно с транспортным сообществом была организована работа по внесению поправок в действующее законодательство, позволяющих автомобильным перевозчикам и экспедиторам страховать свою ответственность за нарушение договора. В марте 2020 г. такие поправки были внесены в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
С момента изменений транспортного законодательства прошло более года. Стало ли проще жить перевозчикам и экспедиторам?
С одной стороны, теперь на совершенно законном основании можно приобрести страховой полис, по условиям которого застрахованы как риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами, так и за нарушение договора перевозки и транспортной экспедиции.
С другой стороны, страховщики сейчас неохотно берутся страховать риск возникновения ответственности за нарушение, например, сроков доставки, так как размер штрафа может быть исчислен не от суммы провозной платы, а от стоимости товара.
Несоразмерность сумм провозной платы и стоимости перевозимого товара, а также возможных штрафных санкций, порождают ситуацию, когда транспортники не могут позволить себе приобрести страховой полис, условия которого соответствовали бы всем требованиям грузовладельца.
В результате транспортные компании, пытаясь соблюсти тендерные условия своих заказчиков и не выйти, что называется, из бюджета, вынуждены заключать договоры страхования с минимальным страховым покрытием, что на самом деле не защищает ни самих перевозчиков, ни интересы грузовладельцев.
Вид транспорта | Авто-мобильный | Железно-дорожный | Водный | Воздушный | Трубо-проводный | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | 2010 | 2019 | 2010 | 2019 | 2010 | 2019 | 2010 | 2019 | 2010 | 2019 |
Доля грузовых перевозок | 67,6% | 68,1% | 16,9% | 16,6% | 1,8% | 1,5% | 0,01% | 0,02% | 13,7% | 13,8% |
Подавляющее большинство заключенных в данное время классических договоров страхования гражданской ответственности экспедиторов и перевозчиков имеют существенные исключения из страхового покрытия. Например, такие договоры не покрывают, как правило, риски возникновения ответственности за убытки, причиненные в результате хищения груза путем мошенничества, транспортного происшествия по вине третьих лиц и т. д. Также многие страховщики в своих договорах выдвигают ряд сложно исполнимых требований к организации перевозки, а именно: обязательное наличие у подрядчика договора ответственности с аналогичным страховым покрытием, запрет на субподряд, использование только транспортного парка не старше 5 и более лет, соблюдение предложенных страховщиком различных регламентов по проверке подрядчиков.
В связи с пониманием этих проблем Всероссийский союз страховщиков разработал и в марте 2021 г. принял внутренний стандарт «Условия и порядок осуществления страхования риска ответственности перевозчиков за нарушение договора перевозки груза автомобильным транспортом и экспедиторов за нарушение договора транспортной экспедиции», который, несомненно, позволит сделать взаимоотношения между транспортными компаниями и страховщиками более прозрачными и открытыми. Однако основных проблем транспортной отрасли данный стандарт не решит.
На наш взгляд, решение проблемы кроется в комплексном подходе к организации страховой защиты.
На сегодняшний день на рынке существуют продукты страхования грузов и гражданской ответственности экспедитора/перевозчика, позволяющие осуществлять потоковое страхование грузов и ответственности экспедитора/перевозчика как за счет грузовладельца и по его поручению, так и за счет транспортников, но избегая рисков связанных с двойным страхованием.
В рамках «потокового» страхования может быть застрахована ответственность по каждой отдельной перевозке на реальную стоимость груза. Перечень страховых рисков может быть согласован страховщиком и страхователем под каждую конкретную задачу, что позволит выполнить реальные требования заказчика перевозки и обеспечить оптимальную защиту финансовых интересов перевозчика. При таком подходе расчет страховой премии может осуществляться исходя из фактического объёма перевезённых грузов, что даёт сторонам возможность справедливого влияния на ценообразование договора страхования.
Материал подготовлен специалистами АО СК «ПАРИ»