Автозаводу Ленинского комсомола, как известно, не повезло — в 2002 году он прекратил выпуск автомашин, а, спустя восемь лет, вообще был ликвидирован. Тому много причин, кто хочет — может прочитать них в той же Википедии. Однако, за семьдесят восемь лет своего существования, автозавод успел выпустить много разных моделей машин — а ещё довольно много прототипов, которые, к сожалению, в серийное производство так и не попали. Зато они попали в Музей АЗЛК, открытый в 1980 году. Увы, судьба музея не сильно отличается от судьбы завода — во время первого банкротства АЗЛК, в 1996 году, музей был закрыт. Ныне в его помещении — некий музей восстания машин (вот, например, soullaway в нём побывал). Часть экспонатов — например, раритетные Форд-А и Форд-АА, а, так же, «Понтиак», подаренный Горбачёву Рейганом, были вывезены из музея судебными приставами, в счёт погашения задолженности завода за электроэнергию. Судебные приставы оценили каждую из этих машин в десять тысяч рублей (по ценам 2002 года). Сотрудники же музея называют суммы в три миллиона… Правда, тут вмешался Юрий Михайлович Лужков, и автомобили были возвращены. Закончилось всё это тем, что в 2009 году вся коллекция музея официально была передана в дар городу Москве, и перевезена в музей «Московский транспорт» — где, ныне, и располагается:
Начинал будущий АЗЛК в 1930 году, как автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодёжи, и первой его продукцией были собираемые из машинокомплектов автомобили Форд-А и Форд-АА. Двумя годами спустя завод начинал собирать уже их отечественные аналоги — Газ-А и Газ-АА:
Первый собственный легковой автомобиль завода — КИМ-10 (справа), и послевоенный Москвич-400, в девичестве Опель-Кадетт (слева):
Миллионный Москвич-408, выпущенный 18 мая 1967 года:
В 1968 году завод, до этого называвшийся МЗМА — Московский завод малолитражных автомобилей — и получил название АЗЛК — Автозавод имени Ленинского комсомола. В 1974 году завод выпустил уже двухмиллионный автомобиль — им стал «Москвич-412»:
Фургон Москвич-433 и универсал Москвич-427:
Трёхмиллионным Москвичом 25 августа 1980 года стал Москвич-2140:
Потом пришло время переднеприводного Москвича-2141. Кстати, в конце 1976 года на АЗЛК полностью сменилось руководство: из-за того, что предыдущие руководители завода старались выдавать максимально возможное количество машин, сходивших с конвейера, в ущерб их качеству, продукция АЗЛК, до этого пользовавшаяся весьма устойчивым спросом в странах Запада, в течении какого-то полугода резко его потеряла. На АЗЛК пришла группа управленцев с ЗИЛа, которые всерьёз рассматривали возможность закупки западной модели для производства её на АЗЛК — как это было, до этого, на ВАЗе. И это несмотря на то, что у завода было множество своих экспериментальных моделей. Например, Москвич 3-5-6 1973 года, с кузовом седан:
Смотрится посовременнее выпускавшегося ещё целых пятнадцать лет Москвича-2140:
Хотя для конца семидесятых эти машины уже не соответствовали современным реалиям (а 2140, значит, соответствовал?..), поэтому в разработку пошло семейство автомобилей Москвич-С. Вот этот, напоминающий в профиль СААБ-900, называется Москвич С-1 «Меридиан» (таблички мешают, увы):
Кузов у него не хэтчбек — с поднимающейся целиком задней дверью со стеклом — а фастбэк — видите, где крышка багажника?
А вот Москвич С-3 был уже полноценным хэтчбеком:
И задняя дверь у него была полноценная (хотя у конкретно этого экземпляра — тоже половинчатая, как и у предыдущего):
Я уже говорил, что освещение в музее просто кошмарное? С потолка свисают лампы уличного освещения, дающие зеленоватый цвет, а по углам висят лампы дневного цвета — но не везде, отчего некоторые места находятся в тени. Всё это создаёт просто какую-то какофонию цвета. В результате чего, стоящие в залах автомобили выглядят совершенно не такими, какими они действительно есть. Вот этот автомобиль, например — чисто белый. Белый!!!:
Это Москвич-2144 «Истра» 1991 года — так тогда представляли автомобиль недалёкого будущего, а, конкретнее, 2000 года: дюралевый кузов, дизель, работающий на рапсовом масле, открывающиеся вверх боковые двери, прибор ночного видения с выведением информации на лобовое стекло:
Полноприводный седан Москвич-2143 «Яуза» 1990 года:
Минивэн Москвич-2139 «Арбат» 1988 года. Запусти АЗЛК его в серию — а, особенно, грузовую версию — спросом бы он пользовался огромным, как мне кажется. Хотя во внешности прослеживаются черты минивэна Понтиак-ТрансСпорт первого поколения — Понтиак появился годом позже, в 1989:
А, если бы завод довёл до конвейера вот эту машину, появившуюся в том же 1988 году — то несколькими годами позже ГАЗ вряд ли бы снял сливки с потребителей со своей «Газелью»:
Это Москвич-3733, который планировали выпускать в кооперации с Братиславским автозаводом:
Вроде как, у него было имя собственное «Тонник» — из-за заявленной грузоподъёмности в одну тонну, но это не точно. Но увы, осилили всего три образца. Все три целы, один в Братиславе, один в Московском музее индустриальной культуры, а третий — вот здесь.
Ну и, конечно, так и не пошедший в серию внедорожник Москвич-416:
Появился он в конце пятидесятых, и, попади в серию — неизвестно, появилась бы «Нива». А, если бы появилась — они прекрасно составляли конкуренцию друг другу: комфортабельный ВАЗовский внедорожник, и более утилитарный и простой «четыреста шестнадцатый»:
Но в серию, как мы знаем, пошёл Москвич-2141:
На его базе тоже много экспериментальных машин было сделано. Пикап Москвич-2344:
Электромобиль Москвич-2335 Е1:
Ну, и поделки из «сорок первого», типа всех этих «Князей Владимиров», «Юриев Долгоруких» и «Дуэтов»:
Ещё один «Дуэт» (меня не оставляет стойкое ощущение, что дизайнеры, его создававшие, воодушевлялись Кадиллаком-Эльдорадо 1986 модельного года):
Хотя старые модели смотрятся куда лучше:
Или вот:
Вот такие дела. За качество фотографий извиняюсь — как снимать в таких условиях — я, честное слово, не знаю 🙂