Современный уровень автомобилизации в России можно оценить как очень высокий. За почти 30 лет постсоветской истории количество автомобилей на душу населения многократно выросло и продолжает увеличиваться. Стремительно растущий автомобильный рынок, в свою очередь, рождает спрос на услуги в сфере эвакуации.
Потребность в эвакуации автомобиля либо другой самоходной техники может быть совершенно различна: в случае неисправности транспортного средства, при нарушении правил парковки, при дорожно-транспортном происшествии, при необходимости доставки нового автомобиля из автосалона, при переброске строительно-дорожной техники на объект, при перевозке ретро-автомобилей, требующих особо бережного отношения и т.д. Зачастую эвакуация требуется незамедлительно. В условиях перегруженных транспортных артерий крупных городов необходимо максимально оперативно освободить проезжую часть от внезапно потерявшего способность самостоятельно передвигаться автомобиля, чтобы избежать транспортного коллапса.
На сегодняшний день на российском рынке работают десятки компаний, выпускающих эвакуаторы всех мастей, на все случаи жизни, на любой вкус и кошелек, базирующиеся на отечественных и зарубежных шасси, как на малотоннажных — полной массой до 3,5 т, так и на тяжелых — с колесной формулой от 6х4/6х6 и до 8х4/8х8, с минимально необходимым функционалом и с массой всевозможных опций, расширяющих сферу действия эвакуатора. Вот лишь некоторые из них — “Чайка-Сервис”, “СпецМобиль”, “Смартэко”, “Автомеханический завод”, “Луидор-Тюнинг”, “РусТрак”, Wernox, “Техпро”, “Центртранстехмаш”, “НЗСА”, “Werker Автоспецтехника” и другие.
В качестве базы для эвакуаторов наиболее широко применяются шасси отечественных марок — “ГАЗели” и “ГАЗоны” нового и предыдущего модельного ряда, а также среднетоннажные КАМАЗы и МАЗы, хотя тяжелые, в том числе полноприводные модели, тоже применяются. Весьма популярны и иномарки — от легких до тяжелых — Ford, Volkswagen, Hyundai, Hino, Isuzu, Fuso, MAN, Scania, Mercedes, Volvo и т.д. Шасси легких и среднетоннажных грузовиков применяются для транспортировки легковых автомобилей, тяжелых — для эвакуации грузового транспорта, автобусов и различной спецтехники. Широкая линейка шасси с разной грузоподъемностью, размером колесной базы и колесной формулой позволяет адаптировать эвакуаторы к разным потребностям заказчиков.
Российскими производителями выпускается несколько типов эвакуаторов разной конструкции: с ломаной (стационарной) платформой, с прямой (стационарной) платформой, со сдвижной платформой, со съемной платформой (типа мультилифт), с двухъярусной платформой, а также с устройством для частичной погрузки.
Каждый из этих типов эвакуаторов дополнительно может оснащаться краном-манипулятором. Эвакуаторы с прямой (стационарной) платформой имеют КМУ в базовой комплектации, так как данная конструкция эвакуатора не предусматривает непосредственный заезд автомобиля на платформу — только путем погрузки краном-манипулятором. Ряд моделей эвакуаторов имеет комбинированную конструкцию. Например, эвакуатор с платформой может дополнительно оснащаться буксирным устройством для эвакуации второго автомобиля или механизмом для перевозки эвакуируемого автомобиля методом частичной погрузки.
Каждый из перечисленных типов эвакуаторов имеет свои плюсы и минусы. Наиболее широкое применение в России нашли модели с ломаной стационарной платформой и со сдвижной платформой, как наиболее универсальные. Эвакуаторы этих двух типов выпускают практически все отечественные производители, в модельных рядах которых есть эвакуаторная техника.
Эвакуаторы с ломаной платформой конструктивно просты, характеризуются низкими эксплуатационными расходами, отличаются надежностью, большой полезной длиной платформы и, что немаловажно, доступной ценой. Стационарная ломаная платформа имеет конструкцию с двойным перегибом, что позволяет без проблем погрузить на эвакуатор большинство находящихся в эксплуатации моделей легковых автомобилей, кроме тех, что имеют очень малый клиренс, например, спортивных авто. В задней части платформы имеются выдвижные или откидные трапы-аппарели, по которым автомобиль загружается на платформу. Они могут подстраиваться под размер колеи автомобиля, для этого их конструкция предусматривает возможность перемещения в горизонтальном направлении. Как дополнение могут прилагаться специальные удлинители, которые необходимы для того, чтобы погрузить транспортное средство с малым дорожным просветом.
Загрузка осуществляется за счет лебедки либо своим ходом, если автомобиль исправен. Лебедки используются для погрузки автомобилей с исправным рулевым управлением и незаблокированными колесами. В иных случаях загрузка машины потребует дополнительных приспособлений. В частности, для эвакуации автомобиля с заблокированными колесами или неисправной ходовой на эвакуаторе, оснащенном лебедкой, применяют подкатные тележки либо кран-манипулятор. Фиксация эвакуируемого транспортного средства осуществляется с помощью колесных упоров, лебедки, затяжных ремней.
Существует три вида лебедок, применяемых на эвакуаторах: электрические, гидравлические и механические. Каждая из них
обладает своими плюсами и минусами.
Электрические лебедки устанавливаются чаще остальных, так как отличаются удобством и безопасностью при использовании, а также относительной простотой монтажа. Такая лебедка удобна еще и тем, что может иметь функцию смещения в поперечной плоскости, что значительно облегчает сцепление с крюком для буксира той машины, которую требуется транспортировать. Управление электролебедкой осуществляется с помощью дистанционного пульта. Существенным преимуществом электролебедки является возможность ее использования при выключенном двигателе эвакуатора, но это приводит к потреблению значительного количество электроэнергии, поэтому для надежной работы желательна установка на эвакуатор дополнительных аккумуляторных батарей.
Гидравлические лебедки существуют различной мощности, наиболее мощные рассчитаны на большие нагрузки и могут применяться для эвакуации тяжелой техники. Также как и электрические, они могут иметь функцию смещения в поперечной плоскости. Гидролебедки устойчивы к перегрузу, даже если усилия будут слишком весомые, они не выходят из строя, а просто останавливаются. Недостатком является то, что во время работы лебедки двигатель эвакуатора должен быть включен.
Механические лебедки развивают большое тяговое усилие, что отличает их от электрических аналогов. Минусом же ее следует назвать сложность, которая возникает при поперечном перемещении троса лебедочного устройства.
В настоящее время на отечественных эвакуаторах наибольшее распространение получили электрические и гидравлические лебедки.
Еще один хит — эвакуаторы со сдвижной платформой. Отличительной чертой этого типа эвакуаторов является отсутствии аппарелей, что позволяет повысить скорость погрузочно-разгрузочных работ. Для погрузки эвакуируемого транспортного средства платформа при помощи гидроцилиндров изменяет наклон и сдвигается к дороге, обеспечивая плавный заезд. Автомобиль заезжает сам или затягивается с помощью лебедки (электрической либо гидравлической) на платформу, которая затем возвращается в исходное горизонтальное положение на шасси. Устойчивость и безопасность при загрузке/разгрузке эвакуируемого транспортного средства обеспечивают задние гидравлические опоры, имеющие возможность опускания независимо друг от друга. Еще одна особенность: на платформе может быть установлен механизм поджатия задней подвески, что в совокупности с малым углом въезда позволяет эвакуировать автомобили с низким клиренсом и малым углом свеса (например, спорткары). Эвакуаторы со сдвижной платформой дополнительно могут комплектоваться подкатными тележками и аппарелями. Фиксация транспортного эвакуируемого средства выполняется аналогично, как и на эвакуаторах со стационарной платформой.
На оба типа платформ по желанию заказчика возможна установка крана-манипулятора, оборудованного гидравлическим ротатором и траверсой с колесными захватами. КМУ позволяет эвакуировать автомобили, которые не способны заехать на платформу самостоятельно, а также из кюветов, тесных пространств, из-за препятствий. Работы эвакуатора с КМУ могут производиться без присутствия владельца эвакуируемого транспортного средства. Для максимальной устойчивости эвакуаторы с КМУ оснащаются четырьмя выносными гидравлическими опорами. В свою очередь, наличие гидравлического ротатора позволяет регулировать положение эвакуируемого транспортного средства при погрузке и выгрузке. В конструкции эвакуаторов с ломаной стационарной платформой и со сдвижной платформой, оснащенных КМУ, также предусмотрена лебедка, позволяющая затянуть автомобиль на платформу, если он на ходу.
Эвакуаторы со стационарной прямой платформой, оснащенные краном-манипулятором, имеющим гидравлический ротатор и траверсу с колесными захватами, получили распространение в муниципальных службах перемещения транспортных средств. В силу особенностей работы этих служб эвакуация автотранспорта осуществляется, зачастую, без участия владельца авто. Поэтому единственно возможным средством погрузки автомобиля на эвакуатор является краноманипуляторная установка. В этом случае отпадает потребность в устройстве для непосредственного заезда автомобиля на эвакуатор — ломаной платформе либо сдвижной платформе. Также, как и прочие эвакуаторы с КМУ, данный тип машин оснащается четырьмя выносными гидравлическими опорами и всем необходимым комплектом средств для фиксации перевозимого транспортного средства.
Кстати, эвакуатор со стационарной прямой платформой и с платформой сдвижного типа, имеющий КМУ, можно рассматривать как многофункциональный автомобиль. Кран-манипулятор дает возможность производить погрузку-разгрузку, а вместительная горизонтальная платформа — перевозку не только автомобилей, но и различных грузов.
Стремясь расширить функционал своих машин некоторые производители предлагают для эвакуаторов весьма интересные и полезные опции. Например, компания “Смартэко” предлагает эвакуаторы с бортами, с тентом на съемном каркасе и даже с фургоном облегченной конструкции. Тент либо фургон защищает перевозимый груз от воздействия окружающей среды и обеспечивает его безопасность. При необходимости каркас можно снять и эксплуатировать эвакуатор без него.
Еще один тип эвакуаторов, получивших не столь широкое распространение, — с устройством частичной погрузки. Также устройство частичной погрузки предлагается в виде дополнительной опции к традиционным эвакуаторам с платформой, в этом случае появляется возможность перевозки сразу двух автомобилей. Эвакуатор с устройством частичной погрузки предназначен для перемещения автотранспорта путем зацепления колес передней или задней оси эвакуируемого транспортного средства при помощи специальной Т-образной балки. Колеса эвакуируемого авто в транспортном положении фиксируются скобами. Эвакуатор может дополнительно комплектоваться подкатной тележкой, необходимой в случае блокировки колес эвакуируемого транспортного средства.
Двухэтажные эвакуаторы занимают промежуточное положение между эвакуаторами и автовозами. Они применяются как для эвакуации, так и для перевозки исправных автомобилей. Данный тип машин позволяет производить транспортировку одновременно двух автомобилей. На платформы автомобиль может заехать своим ходом по аппарелям или быть погружен при помощи лебедки. Особенность данного эвакуатора заключается в том, что верхняя платформа при загрузке опускается на нижнюю платформу, благодаря чему достигается минимальная погрузочная высота.
Особое положение в семье эвакуаторов занимают модели, предназначенные для эвакуации тяжелой крупногабаритной техники — грузовиков, автобусов, гусеничных машин и прочей спецтехники.
Ряд производителей выпускают грузовые эвакуаторы на шасси тяжелых грузовиков. В зависимости от базового шасси их грузоподъемность может варьироваться от 8 до 15 т. В отличие от тралов, эвакуаторы с гидравлической аппарелью обладают значительно большей маневренностью и проходимостью. Такие машины имеют стационарную платформу, гидравлические аппарели (одинарные или двойные) и оснащаются лебедкой.
Тяжелые эвакуаторы с частичной погрузкой — еще более редкий тип машин. В качестве базовых для них используются 3- и 4-осные шасси КАМАЗ, MAN, Scania, Volvo (в том числе 6х6 и 8х8) и другие. Тяжелые эвакуаторы с частичной погрузкой предназначены для транспортировки грузовиков, автобусов и прицепной техники. В базовой комплектации буксировка выполняется грузоподъемной стрелой за переднюю ось машины.
При оснащении эвакуатора дополнительными опциями возможна буксировка за колеса или на жесткой сцепке. Кроме того, эвакуатор может комплектоваться двумя лебедками. Одновременное использование двух лебедок значительно облегчает работу эвакуатора (например, при постановке на колеса перевернутого длинномерного транспортного средства) и снижает риск деформации эвакуируемого транспортного средства. Опционально эвакуатор может оснащаться КМУ с гидравлической поворотной траверсой. Такую технику выпускает Автозавод “Чайка-Сервис”.
Совсем недавно АЗ “Чайка-Сервис” представил свою новую разработку из разряда тяжелых эвакуаторов, назвав ее многофункциональный автомобиль “пять в одном”. Эта спецмашина сочетает в себе эвакуатор с гидроаппарелью, бортовую платформу, кран-манипулятор, автогидроподъемник, контейнеровоз. В качестве базового применено шасси Isuzu Giga.
Тросовая КМУ Чайка-Tadano характеризуется максимальной грузоподъемностью 8200 кг на вылете 1,8 м и грузоподъемностью 310 кг на наибольшем вылете 15,67 м. КМУ доработана для эксплуатации в комплекте с электроизолированной люлькой (до 1000 В), имеет приборы безопасности и пульт дистанционного управления, высота подъема достигает 19 м. В бортовой платформе установлена гидравлическая лебедка с тяговым усилием 13,6 т. Платформа оборудована аппарелью с гидравлическим механизмом складывания в горизонтальное положение. Также на платформе имеются замки для крепления 20-футового морского контейнера, съемные стальные борта и быстросъемные стойки.
Как видим, на российском рынке представлено широкое разнообразие конструкций эвакуаторов и предлагаемых к ним дополнительных опций. Выбор зависит от потребностей и возможностей покупателей. Немаловажно отметить, что наиболее продвинутые отечественные производители применяют на современных моделях эвакуаторов высококачественные легированные стали, что позволяет выпускать модели увеличенной грузоподъемности с невысокой собственной массой. Дополнительно может выполняться горячее цинкование надрамника и платформы, что позволит увеличить срок службы техники за счет повышения антикоррозийных свойств. А благодаря окраске и сушке металлоконструкций в специальной камере лакокрасочное покрытие выдерживает сложные условия эксплуатации при перепадах температур, высокой влажности и воздействии агрессивной среды.
Владимир Новоселов, фото автора и компаний-производителей