К. Тимонин
В небольшой Голландии издавна ведется борьба за увеличение территории, которую отвоевывают у моря. Из десятилетия в десятилетие береговая линия заглубляется в просторы океана, предоставляя населению новые возможности в возделывании сельскохозяйственных культур на прибрежных землях, как правило, обдуваемых ласковыми ветрами и омываемых теплыми водами Гольфстрима. Громадный объем перевозок грунта, ведущихся в ходе «боевых действий», потребовал соответствующих транспортных средств, высокоэффективных в эксплуатации и хорошо приспособленных для местных условий. Так возникло целое направление в машиностроении страны, связанное с выпуском особо мощных сверхтяжелых дорожных и внедорожных шасси, самосвалов и тягачей, благо законодательство страны ограничивает полную массу дорожных автомобилей значительно большей величиной, чем в большинстве стран Европы – 60,0 т.
Особенностью подобных автомобилей, поставляемых транспортным компаниям двумя конкурирующими между собой фирмами GINAF Trucks B.V. и Terberg-Benschap B.V., является многоосность, обусловленная необходимостью снизить нагрузку на каждую ось до разрешенных законодательством пределов. Требование высокой маневренности автомобилей вызвало к жизни разнообразие кинематических схем шасси с различными типами рулевых управлений и оригинальных механизмов поворота управляемых колес разных осей, ранее не встречавшихся в мировом автомобилестроении. Были также разработаны специальные балансирные подвески, в том числе с гидропневматическими упругими элементами, сверхпрочные рамы, управляемые и ведущие мосты и другие агрегаты, сделавшие машины марок GINAF и Terberg в своем роде уникальными.
В России они пока практически неизвестны, однако стремление компаний выйти за рамки национального рынка свидетельствует о том, что вскоре с ними можно будет познакомиться и нашим соотечественникам, специалистам в области перевозок насыпного грунта. Следует заметить, что и палитра выпускаемых моделей у этих фирм неуклонно расширяется, а накопленный конструкторами опыт позволяет предлагать машины для все более широкого круга отраслей, в частности для лесозаготовительных предприятий, портовых хозяйств, терминалов, складов, перевозки труб большого диаметра по местности без дорог. Познакомимся поближе с каждой из этих фирм и ее продукцией.
GINAF Trucks B.V.
Свою деятельность эта компания, которая вначале называлась «Gebr.Van.Ginkel» («Братья Ван Хинкель»), начала в 50-х годах переделкой готовых шасси грузовых автомобилей в соответствии с нуждами строителей. В основном это были тяжелые американские грузовики, бензиновые моторы которых заменяли на дизели, а кузова переделывали. Первые самосвалы собственной разработки на шасси DAF увидели свет в 1966 г. В следующем году компания сменила название и стала называться GINAF. В 1976 г. первой в Западной Европе она начала выпуск четырехосного самосвала с колесной формулой 8х8, а в 1984 г. впервые в мире начала поставлять на рынок пятиосные самосвалы с колесной формулой 10х4 и 10х8, причем полная масса машин достигала 58,0 т.
С 1986 г. компания комплектует свои автомобили уникальной гидропневматической подвеской с регулируемым углом крена. В 1991 г. в производстве появилась еще одна интересная новинка: электронно-управляемый рулевой привод, поворачивающий не колеса, а целиком балки мостов с колеей 1,8 м под рамой с помощью специальных продольных тяг, одновременно играющих роль гидроцилиндров. Длину каждой тяги также регулировала электроника. Ничего подобного мир тогда не видел.
Управляющий эффект в этой конструкции зависел от скорости движения. Учитывая, что «подруливание моста» особенно необходимо при маневрировании, система полностью выполняла свою функцию до 20 км/ч. Со скорости 20 км/ч эффект поворота плавно уменьшался, а при достижении 45 км/ч ось блокировалась, превращаясь в неуправляемую. Такое решение, позволившее кардинально улучшить маневренность многоосных «сороконожек», резко повысило конкурентоспособность машин.
Для обеспечения технического обслуживания своих автомобилей (а география их экспорта год от года расширялась) фирма искала, и небезуспешно, партнера с развитой сетью ремонтных станций. Таким партнером стала компания DAF. Ее дилеры взяли на себя хлопоты по сервису и ремонту шасси GINAF. Сотрудничество идет по некоторым техническим вопросам, а также в сфере сбыта. Более того, поскольку в программе DAF нет полноприводных автомобилей, GINAF дополняет их гамму машинами с колесными формулами 4х4, 6х2, 6х6, 8х4, 8х8, 10х4 и 10х8. Покупатель может выбрать любую машину из представленных в объемистом сводном каталоге автомобилей, оборудованную спецкузовом или в виде шасси.
Производство GINAF на заводе в Феснендаале ведется только по заказам. Модульный принцип позволяет быстро спроектировать и изготовить автомобиль, даже если его нет в каталоге. Компания может построить в единичном экземпляре уникальный образец, целиком созданный по заказу клиента. Ежегодный выпуск продукции фирмы составлял в последние годы от 250 до 300 машин. Практически все модели оснащают кабинами и силовыми агрегатами DAF, а самостоятельно GINAF изготавливает специальные рамы, подвески и мосты.
Модельный ряд GINAF на 2003 г. чрезвычайно широк. Он разделяется на базовые шасси и специальную технику, к которой относятся тягачи для работы с прицепами и полуприцепами, перевозящие сверхтяжелые грузы, технику для служб полиции и т.д.
Самыми компактными в семействе являются двухосные грузовики с колесной формулой 4х2, выпуск которых начался в конце 2003 г. Оснащенные кабинами IVECO Eurocargo и двигателями Tector мощностью 210, 240 и 275 л.с. автомобили серии С2121N VW полной массой 20,5 т созданы для работы в городе – в качестве развозных фургонов, в коммунальной сфере и т.п. Подобных по назначению и исполнению автомобилей фирма GINAF никогда не выпускала. С вхождением в новую для себя сферу деятельности компания рассчитывает закрепиться на рынке легких городских автомобилей, отвоевав часть рынка у конкурентов, таких фирм, как Mercedes-Benz, IVECO, MAN.
Полноприводные двухосные автомобили представлены семействами Х2212L-Х2223. Их полная масса от 18,6 до 23,0 т. На эти машины ставят двигатели мощностью 340, 381, 428 и 483 л.с. В основном на шасси этих семейств устанавливают самосвальные кузова, часто они несут на себе экскаваторное оборудование или кузов-лабораторию для различных исследований.
Трехосные шасси с колесной формулой 6х4 представлены сериями Х3232S и Х3233S полной массой от 32,0 до 33,0 т с дизелями мощностью 249, 310, 340, 360, 428 и 483 л.с. Особенностью этих автомобилей является наличие третьей ведущей оси, поворачивающейся под рамой с помощью гидроцилиндров. Сфера применения – городское хозяйство, строительство.
Строительные полноприводные трехосные самосвалы поставляются с кузовами, установленными на шасси Х3326L-Х3335S. Полная масса этих машин от 26,1 до 34,5 т. Мощность двигателей от 340 до 483 л.с.
Самосвальные шасси с колесной формулой 8х4 серий Х4241S и Х4243ТS имеют высокую маневренность, так как управляемыми у них являются колеса обоих передних мостов, а задняя ось при маневрировании поворачивается под рамой. Автомобили рассчитаны на полную массу от 41,0 до 43,0 т и снабжены дизелями мощностью 381, 428 и 483 л.с., ведущими мостами у них являются третий и четвертый, поворотный.
Более тяжелые самосвалы с колесной формулой 8х6 представлены сериями Х4345TS и Х4345TSV. Их полная масса доходит до 44,5 т, а мощность устанавливаемых дизелей составляет 428 и 483 л.с. Полноприводные их версии обозначаются как серия Х4446TS.
Пятиосные автомобили полной массой до 50 т выпускаются с колесной формулой 10х4, 10х6 и 10х8. Соответственно базовые шасси этих семейств имеют обозначения Х5250TS, Х5350TS и Х5450B. Высокая маневренность этих автомобилей достигается системой рулевого управления с управляемыми колесами первого и второго мостов вместе с поворотом жестких балок третьего и пятого мостов.
Terberg-Benschop B.V.
Отделение Terberg-Benschop B.V. является старейшим в голландском концерне Terberg Group. Оно ведет свое происхождение от скромной семейной сельской кузницы-мастерской, заложившей материальную базу предприятия, официально зарегистрированного в 1869 г. Автомобильное направление деятельности возникло в 1948 г. в связи с большой потребностью в транспорте для сельского хозяйства и строительства. Специалисты Terberg на высоком техническом уровне производили переделку оставшихся в большом количестве от военного времени армейских грузовиков разных марок в коммерческие транспортные средства, заменяя им платформы, устанавливая самосвальные механизмы, ремонтируя их узлы и агрегаты.
Вскоре за маркой Terberg прочно закрепилась репутация надежных и выносливых грузовиков, эффективно работающих при перевозке леса, на строительстве и в других отраслях хозяйства, причем особо отмечалась хорошо отлаженная служба сервиса для этих машин.
В середине 50-х годов сформировалось главное направление всей последующей деятельности фирмы – создание сверхтяжелых внедорожных самосвалов, тягачей и специальных шасси для установки различного оборудования, причем вместо армейских грузовиков в это время стали использовать стандартные шасси DAF и Volvo. В настоящее время оригинальные автомобили собирают, используя кабины, агрегаты и узлы Volvo, Meritor и ZF.
Модульность конструкции и гибкость производства на единственном в Голландии заводе площадью 30 тыс. м2 , где работают 200 человек, позволяют максимально приблизить продукцию к требованиям конкретного заказчика. При этом спрос на продукцию с маркой Terberg постоянно растет. Если в 1991 г. завод собирал всего четыре грузовика в неделю, а в 2001 г. – 12, то в 2002 г. темп сборки составлял уже 14 машин, и есть все основания полагать, что это далеко не предел. Гамма предлагаемой продукции постоянно растет и в настоящее время насчитывает около сотни различных моделей с колесными формулами 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8, 10х4, 10х6 и 10х8.
Благодаря оптимальному распределению массы по осям в соответствии с национальными требованиями дорожного законодательства полный вес многоосных самосвалов достигает 70,0 т, а по соотношению грузоподъемность/собственная масса они являются лидерами среди конкурентов. Конструкторы фирмы постоянно работают над усовершенствованием сверхпрочных рам; ведущих, управляемых и подъемных мостов; а также подвесок, использующих в качестве упругих элементов резиновые блоки, пневмобаллоны и полуэллиптические рессоры. В 2003 г. в качестве силового агрегата для всех машин используются 6-цилиндровый 12-литровый дизель Volvo D12D с моторным тормозом VEB. Его мощность 380 или 420 л.с., а в качестве коробок передач применяются механическая 16-ступенчатая ZF Ecosplit или автоматическая, 4- или 5-диапазонная Allison.
Программа 2004 г. включает трех-, четырех- и пятиосные семейства грузовиков с самосвальными кузовами, самыми скромными по грузоподъемности из которых являются машины семейств FM1350-WDG(L) с колесной формулой 6х6 и FM1450-WDG(L) с колесной формулой 6х4. Полная масса автомобилей этих семейств ограничена 34,5 и 33,0 т соответственно, а особенностью конструкции является задний ведущий и управляемый мост с двускатными колесами, имеющий в базовой версии подвеску с резиновыми элементами. По желанию она может быть заменена на балансирную регулируемую Dynalastic с единым пневмоэлементом для каждой пары колес одного борта.
Четырехосная серия тяжелых автомобилей с полной массой от 44,0 до 46,0 т представлена семействами FM1850-T (8х4), FM1950-Т (6х6) и FM2000-Т (8х8). У всех этих автомобилей управляемые колеса первого, второго и четвертого мостов, приподнимаемый второй мост и пневматическая регулируемая подвеска всех мостов.
Пятиосные автомобили с полной массой до 62,0 т имеют обозначение FM3000-Т (10х8) и FM2850-Т (10х4). Они отличаются наличием заднего не ведущего моста, который приподнимают над поверхностью дороги при порожних рейсах.