Слёт, проводимый с 2015 года, превратился в крупнейшее событие в сфере кастом-культуры. В последнее десятилетие фестивали перемещаются с загородных пленэров в лофты – бывшие заводы, депо, цеха… Бизнес-парк «Новоданиловский», разбитый на бывшей Даниловской мануфактуре, обжит до офисно-паркового уровня. Его закоулки в центре Москвы в погожий день как нельзя лучше располагают к полной релаксации, если жаль убивать досуг на музеи и выставки.
Автомобильные кастомы выполнены как с внушительными бюджетами с высочайшим квалитетом качества, так и на вполне бюджетном гаражном уровне, хотя многие экземпляры отмечаются не только на российском, но и на международном уровне.
Субкультура кастомайзеров развивается и поддерживается благодаря слётам и специализированным сборищам ценителей жанра. Среди внушительных лоурайдеров, хот-родов и кастомных мотоциклов здесь обязательно встретятся грузовые экспонаты самого различного толка.
Культура американских вэнов – одно из самых массовых движений в сфере кастомайзинга и не только. Буквально в одном ряду встретились сразу четыре машины фургона Chevrolet третьего поколения.
Среди сравнительно стандартных Van, Sport Van и Beauville особенно выделялся потрёпанный моторхоум класса. B 1979 году с кузовом Mobile Traveler Inc. из алюминиево-пластикового композита Durastron. Машина ещё с советскими госномерами: первый собственник привёз машину в Россию ещё в 1992 году!
Движение поклонников традиционных американских пикапов было представлено двумя полюсами от концерна Ford. В одном углу ринга – чёрный, матовый, компактный Ford Ranger XLR (3 поколения) 1998 года, а в другом – Ford F-350 Crew Cab Super Duty Fleet Side 1993 года с редким окрасом Red clearcoat metallic. Обе машины на нестандартных колёсах и с рядом других очевидных кастомных модернизаций.
Самым большим и ярким гостем «Конвенции» стал знаменитый «Ронни» – Peterbilt 359 EXHD, построенный в 1983 году. На родине этот полстеллар служил шоу-траком, а по приезде в Россию 19 лет спустя практически не эксплуатировался по назначению. Теперь «Ронни», хоть и не потерял своих функций, вернулся к своей первоначальной профессии – ныне он снова больше шоу-трак, а не просто грузовик.
Классическое ретро в грузовом формате представляла пожарная машина Kronenburg на шасси GMC300 1956 года из бельгийского Синт-Гиллис-Вас.
Два ижевских полюса
Сентенции к яркому зрелищу должно найти своего зрителя. Бигфут по прозвищу «Лесоруб». Монструозный пикап по мотивам Dodge Power Wagon построен в Подмосковье с использованием шасси ГАЗ-66, двигателя Chevrolet V8 «Big Block» и кабины ЗИЛ-157. Он зарегистрирован как самоходное транспортное средство и получил тракторные госномера. В рамках «Кастом Конвенции» экипаж машины провёл достаточно спорный перформанс. Каждый день «Лесорубом» цинично, на потеху публике, поочерёдно раздавили парочку легковушек – «Москвич-412ИЭ-028» и «Комби» 2125–01. Наверное, так подростки прощаются с детством, ломая уже ненужные игрушки.
На другом полюсе к «ижакам» демонстрировался пиетет: пара ижевских «каблуков» успела справить 25-летие уже в новом качестве.
В строю лоурайдеров заниженный двухцветный пикап Иж-27151 уже сам по себе является сенсацией, поскольку этих машин осталось крайне мало, а при жизни самую заметную кинороль они получили лишь в короткометражке 1977 года «Юные помощники ГАИ», снятой на «Леннаучфильме». Оказалось, машину воссоздали из потрёпанного фургона Иж-2715-01-014 выпуска 1994 года путём врезки окна в заднюю стенку кабины, демонтажа надстройки и замены дверей задним бортом от Иж-27151–01. Для пущей важности были найдены крылья, оперение и двери со старых «Москвичей». Это позволило придать машине аутентичный облик. В довершение облика сияющие сборные колёсные диски с внушительной полкой совмещены с оригинальными ижевскими колпаками.
Его собрат и одногодка ИЖ-2715-01 – завсегдатай всех связанных с ретро-автомобилями мероприятий в Москве и в Подмосковье. Машину при восстановлении также подстарили кузовными элементами более ранних выпусков, но не стали занижать и украшать другими броскими деталями. В новой жизни «пирожок» стоял в окружении других фудтраков и служил мобильным пунктом продажи кофе «с собой».