Денис Смольянов.
2020 год может стать годом серьезного кризиса для компаний, которые сдают в аренду электрически самокаты, передает Bloomberg.
Напомним, что «самокатный бум» захлестнул планету в 2018 году – молодая фирма Bird Rides получила от инвесторов несколько сот миллионов долларов и быстро стала «единорогом» — этот термин был придуман в 2013 году для обозначения стартапов, стоимость которых быстро достигает миллиарда долларов (найти и вовремя инвестировать деньги в такие компании считается настоящим чудом). Вслед за Bird появились и другие фирмы, которые стали сдавать в аренду электрические самокаты. И инвесторы активно стали вкладывать деньги и в них…
Однако уже в 2019 году у таких компаний, как Bird, Lime, Skip, Spin, Scoot и других, начались первые проблемы. Сначала города стали запрещать аренду самокатов (или вводить жесткие ограничения). А затем появились и первые признаки того, что этот бизнес может быть не таким уж и прибыльным, как рассчитывали инвесторы: конкуренция оказалась высокой, стоимость аренды самокатов низкая, а их обслуживание и подзарядка требует немало усилий.
Ну а 2020 год нанес по самокатам еще один удар – в условиях распространения коронавируса, желающих пользоваться «общественными» самокатами стало гораздо меньше, чем два года назад – люди начали бояться притрагиваться к самокатам, которыми до этого пользовались десятки людей. Один из крупнейших операторов в США – компания Lime – уже заявила, что она полностью убирает свои самокаты из шести крупных городов США, включая Майами и Портленд (чуть раньше Lime ушла из 21 европейского города).
Проблемы испытывает и Bird, который еще с конца прошлого года начал сокращать персонал – судя по всему, бизнес-планы компаний, которые занимаются арендой электрических самокатов, требуют глобального переосмысления.
Кроме того, многие аналитики уже не уверены, что даже после победы над коронавирусом, американцы и европейцы вновь захотят брать самокаты в аренду – иррациональный страх заразиться может быть слишком сильным и долгим.