Машины технического
обеспечения команды «МАЗ-СПОРТавто».
Можно было бы начать с банального: «Работа этих машин не видна, хотя они – неотъемлемая часть успеха и т.д…» Но в жизни всё было по-другому. Эффектный выход на старт «технички» МАЗ 630208 едва не состоялся на бахе «Беларусь-2014», когда для достижения кворума в грузовом зачёте, этот трёхосный полноприводник был включён в список «боевых» машин команды «МАЗ-СПОРТавто». Впрочем, тогда присутствие «ГАЗонов» позволило обойтись без рискованного эксперимента, но вопрос у меня в голове остался: «А мог бы МАЗ сопровождения реально пройти трассу?»
Руководитель сервисной службы «МАЗ-СПОРТавто» и по совместительству пилот той самой «технички», заявленной на старт, Дмитрий Боборыко, заверил – на «старт» выйти может. А вот пройти трассу вряд ли – слишком тяжела «техпомощь», чтобы совмещать проходимость и скорость. Но разве ж мы поверим на слово? В итоге родилась идея лично протестировать МАЗовскую «техничку» – благо, бывший танковый полигон под Минском это позволяет…
Надёжный тыл…
Машины технического обеспечения МАЗ видели все – большие, эффектные, красные.
Любители автотранспорта отметят, что они ещё различаются кузовами, в одном из них окошек побольше, а особо наблюдательные уточнят, что вроде как одна из них покороче – вот, собственно, и всё, что можно сказать «навскидку».
В реальности всё оказалось намного сложнее, поэтому для понимания мы сразу обозначим машины номерами по мере их изготовления.
№ 1 – это «опытная техничка», созданная в 2010 году одновременно с самым первым «боевым» МАЗ 5309RR. За основу было взято стандартное полноприводное шасси МАЗ 6302B5. Только на нём был смонтирован грузопассажирский фургон КС1225 производства МАЗ-КУПАВА с «купе-трансформером» в передней части.
Впрочем, в первозданном виде автомобиль просуществовал всего год. К этому времени была создана «техничка» № 2 с двойной кабиной, которая зарекомендовала себя гораздо лучше, и № 1 получил аналогичную. Правда, ради её установки пришлось «урезать» надстройку в целом и «обитаемый» отсек в частности, соответственно превратив автомобиль в «грузовой».
№ 2 – эта «техничка» появилась на свет в 2011 году и воплотила в себе все пожелания и наработки, касающиеся варианта № 1. В качестве шасси был использован симбиоз рамы от сортиментовоза (самой длинной в мазовской линейке) и ведущих мостов от лесовоза, именуемое в итоге МАЗ 630208. Надстройка КС6325–0001 была полностью перекомпонована относительно первого варианта. Так, купе-трансформер перекочевало в задний свес, а кузов получил усиленный каркас для монтажа тельфера и трубчатый «обвод» передней стенки для возможности участия непосредственно в гонке. В итоге, в настоящий момент это самая тяжёлая и самая «боевая» из всех «техничек» команды.
№ 3 – самый молодой, 2013 года выпуска, экземпляр и к термину «техничка» имеет, скорее, косвенное отношение. Смонтированный на вышеупомянутом шасси МАЗ 630208 кузов КС6325 предназначен для перевозки команды. Внутри он разделён на два отсека: в первом смонтирован кухонный блок, а во втором установлены кресла. Кроме того, ввиду наличия свободного места его также используют для перевозки внештатного оборудования, которому не нашлось места в полноценных «техничках».
Увы, попытку расписывать начинку каждого из нашей троицы пришлось пресечь «на корню», так как посвящать треть журнала этой теме мы не можем, поэтому традиционный вариант – фотообзор.
Отметим, что в состав автомобилей сопровождения входят и двухосные прицепы МАЗ 892510 для транспортировки гоночных МАЗ 5309RR. Полная масса прицепа-автовоза – 19 000 кг, а каждая из осей имеет грузоподъёмность 9000 кг.
В снах взметаем мы пески!
Вот и пришло время драйва!
Первые заезды со мной проводил Александр Полищук. Напомню, он должен был быть пилотом «боевой технички» на Dakar-2015, но, увы, перед самым стартом повредил руку. Сейчас с рукой всё нормально, потому и по укатанной гравийке мы едем тоже «нормально», насколько этот термин уживается с полноприводным шасси со здоровенной будкой «на плечах».
Судя по всему, указания запугать меня не было, поэтому наша «техничка» идёт хоть и бодро, но явно с большим запасом по скорости. Кстати, с её ростом в кабине начинает заметно потряхивать, и мне становится понятно, зачем в «полугоноч-ной» «техничке» все сиденья, включая второй ряд, «ковшеобразные». Встречная легковушка прижимается к обочине, вероятно, со стороны вид грузовика, поднимающего клубы пыли на скорости под 80 км / ч, внушает опасения.
Меняемся креслами. Место за штурвалом открытий не приносит, тем более, что самосвал с колёсной формулой 6х6 мы тестировали еще в 2010 году. Что ж, МАЗ есть МАЗ, и перед тем, как начать движение, настоятельно рекомендуется «протестировать» рычаг КП – увы, большие невнятные ходы так до сих пор и остались. Впрочем, минута на адаптацию – и можно «в бой».
Несмотря на внушительный вид, полный привод и немалый вес надстройки, двигатель разгоняет «техничку», как надо. Хочешь, можно неспешно перебирать передачи, и МАЗ будет с «тепловозной» монотонностью набирать скорость. А хочешь, можно заваливая стрелку тахометра за границу «зелёной зоны» и активно работая рычагом КП, получить пусть и не гоночный, но довольно резвый разгон.
Благодаря удлинённой колёсной базе и приличному весу, по пересечёнке до скорости 70 км / ч машину не так уж и трясёт. Самый дискомфортный диапазон 65–90 км / ч – и ямы чувствуются, и колдобины подвеска отрабатывает. Быстрее, я, по понятным причинам, не ехал, но, по словам ребят, после 90 км / ч тряска уменьшается – больше скорость – меньше ям! Дорогу МАЗ 6302 держит хорошо, не рыскает и из колеи выпрыгнуть не пытается. Несмотря на высокий центр тяжести, пугающих кренов я не заметил – всё в пределах нормы.
«А где же пресловутое влияние веса, которое мешает считать «технички» полноценными спорткарами?», – спросите вы. А вес проявляется, как только из-под колёс исчезает твёрдый грунт. Песок, грязь, рыхлый снег – МАЗ сразу же начинает «закапываться». Нет, он не теряет способность ехать, но скорости моментально становятся негоночными. А когда приходит время повернуть, и вовсе беда – передние колёса превращаются в плуг.
Впрочем, это мнение «гонщика». Если же вернуться к ипостаси водителя автомобиля технического обеспечения, то… Мне всё равно, что на «техничке» невозможно по песку или грязи войти в крутой поворот на скорости под 60 км / ч. Зато я точно знаю, что проеду и этот песок, и эту грязь, и в 90 % случаев смогу помочь «боевому» МАЗ 5309RR – в этом моя задача…
Всё для победы!
В этом году вступают в силу изменения регламента, ограничивающие рабочий объём двигателя «боевых» машин. Поэтому место силовой установки на МАЗах, скорее всего, займет чешская Buggyra, созданная на основе мотора Caterpillar. В связи с этим минчанам в течение года предстоит построить три новых боевых автомобиля, которые, как известно, создаются «вокруг мотора». Следовательно, на первых порах потребуется новый «контрольный» комплект запчастей, возможно, новый инструмент и мало ли что ещё. Вывод – нужна как минимум одна новая «техничка», способная обеспечить ремонт новых «боевых зубров». Именно это и собираются сделать в Минске, только с учётом наработанного опыта.
Модель | КС1225 | КС6325-0001 | КС6325 |
---|---|---|---|
Полная масса, кг | 29 500 | ||
Снаряжённая масса, кг | 19 500 | ||
Грузоподъёмность, кг | 10 000 | ||
Пассажировместимость, чел. | 6 | 5 | 15 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/3-ю оси, кг | 7500/ 11 000/ 11 000 | ||
Двигатель:
|
ЯМЗ-7511.10 Турбодизельный, V-8 14 860 400 1715 |
||
Коробка передач:
|
ZF 16S1650 Механическая 16/ 1 |
||
Подвеска | Впереди рессорная, многолистовая с амортизаторами и стабилизатором. Сзади – рессорно-балансирная | ||
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная | ||
Колёсная формула | 6х6 | ||
Вместимость топливного бака, л | 500 | ||
Вместимость бака для воды, л | 300 |
Во-первых, шасси. Если на первых соревнованиях Dakar, да и на других гонках, в которых участвовала «МАЗ-СПОРТавто», «техничкам» приходилось съезжать на бездорожье, то в последнее время их удел – перемещение по твёрдым поверхностям между бивуаками. Поэтому новая «техничка», скорее всего, будет иметь колёсную формулу 6х4, со всеми плюсами по грузоподъёмности, манёвренности и экономическим показателям.
Во-вторых, несмотря на то, что в настоящее время «технички» МАЗ намного комфортнее относительно своих «боевых» собратьев, механики считают необходимым изъять из рессорной подвески как минимум пару листов. На «достаточной» грузоподъёмности это никак не скажется, а вот в плавности подвеска прибавит.
А ещё нынешний пассажирский модуль будет переоборудован в мобильную гостиницу. Слишком много времени теряют экипажи на поездки в мотели, а это дополнительный отдых и общение с механиками, которым за ночь необходимо обнаружить все возможные и невозможные неполадки и устранить их. В принципе, КС6325 изначально так и задумывался, но из-за финансово-временны’х вопросов не был доведён до логического завершения. Теперь это упущение исправят.
Так что за парадным фасадом команды «МАЗ-СПОРТавто» кипит жизнь, и новшеств у службы технического обеспечения не намного меньше, чем «боевых» экипажей. Главное, цель одна – победить!
Ваш комментарий будет первым