Дмитрий Лисин.
Лет пятнадцать назад, собирая информацию для обзорного материала о технологиях, применяемых мастерами при изготовлении масштабных моделей автомобилей, я упомянул о Владимире Волчанецком. Доверившись, как мне тогда казалось, очень авторитетному источнику, я отправил одного из лучших создателей копий автомобилей «Ярославского автозавода» на постоянное место жительства в США. Коллеги подняли меня на смех. Получив хороший урок, я дал себе слово реабилитироваться. Сегодня я исправляю свою ошибку.
Детское увлечение
Появившись на свет в семье заслуженного шахтёра, детские и юношеские годы Владимир Волчанецкий провёл в суровом краю Коми АССР. Как только на прилавках игрушечных галантерейных магазинов появились в продаже масштабные модели автомобилей, он сразу же ими заинтересовался. Так начала формироваться его собственная коллекция, пополнявшаяся исключительно один или два раза в год, когда семья посещала московские и ленинградские универмаги, будучи проездом из отпуска или в отпуск.
После окончания школы Владимир некоторое время учился в Челябинском высшем командном училище, но военный из него не получился. Однако долг Родине он всё же отдал, отслужив два года в Дальневосточном военном округе. Вернувшись домой, Владимир работал водителем, и вскоре вместе с семьёй переехал в город Запорожье на Украине. Здесь он устроился водителем-испытателем на завод «Коммунар» (где создавались автомобили «ЗАЗ» или «Запорожец»).
В конце 1970-х – начале 1980-х годов в Запорожье с масштабными моделями на прилавках магазинов оказалось гораздо лучше, чем в Коми, поэтому Владимир с удовольствием продолжил формировать свою коллекцию масштабных моделей автомобилей. В Запорожье молодой человек нашёл своих коллег по увлечению. Посещение клуба позволило ему узнать много нового и получить возможность приобретать для своей коллекции продукцию, не только выпущенную в СССР, но и модели автомобилей, созданных в Великобритании (Matchbox), Франции (Solido), Италии (продукция RIO) и др.
Удачная попытка
К началу 1990-х годов Владимир стал завсегдатаем клубов Запорожья, Киева и Москвы, у него была уже достаточно большая коллекция. Однако ему и этого было мало. Поэтому, будучи рукастым молодым человеком, он начал пробовать свои силы в создании конверсий, изготовляя из стандартных моделей другие модификации автомобилей, попутно осваивая принципы работы с различными материалами.
Копия грузового фургона УАЗ-452, сделанная из пассажирской модели, выпущенной в Саратове, получилась у него хорошо. Очень выгодно смотрелись автобусы, санитарные и другие специальные автомобили на базе модели АМО-Ф-15, производимой к тому моменту в Казани (см. «Первый советский и его копии» и «АМО Ф-15. Серийная миниатюра»). Именно после этих робких попыток, набив руку и накопив опыт, Владимир Волчанецкий решил приступить к созданию масштабной модели автомобиля абсолютно с нуля.
Модель с нуля
В качестве прототипа своей первой модели Владимир выбрал один из красивейших и редких автомобилей – «Л-1», или «Красный путиловец». До него ещё никто не воссоздавал эту машину в масштабе 1:43. Собрав необходимую информацию в различных печатных изданиях, начертив чертежи будущей модели, он приступил к её изготовлению.
Основным материалом для копирования кузова стала листовая латунь. Там же, где кузову необходимо было придать криволинейные очертания, применялась эпоксидная шпатлёвка. Уже тогда Владимир решил создавать двери будущих моделей в виде отдельных деталей, несмотря на то, что они не открывались, увеличивалась трудоёмкость их производства. Тем не менее от их наличия модель только выигрывала – становилась более «живой» и правдоподобной.
Когда в конце 1980-х годов Владимир Волчанецкий привёз законченную модель «Л-1» на суд своих коллег в киевский клуб коллекционеров, многие оценили качество и проработку всех элементов очень высоко. Сразу поступило несколько предложений о продаже, но Владимира этот вопрос тогда не интересовал, его увлёк творческий процесс. Так начал формироваться один из известных мастеров масштабных моделей.
Мастерство и интуиция
За несколько последующих лет появились копии автомобилей ГАЗ-М1, ГАЗ-М-415, ЗИМ-12, ЗИС-110, ЗИС-101 и другие. Что интересно, ЗИМ-12 Владимир уже создавал ранее не как копию автомобиля, а как мастер-модель по заказу одного из коллег, планирующего снять с неё форму и выпустить небольшой тираж. И когда спустя 20 лет эту мастер-модель сравнили с современной копией ЗИМ-12, выпущенной по заказу компании DIP и считающейся одной из лучших, оказалось, что Волчанецкий очень точно попал и в размер, и в пропорции. И это несмотря на то, что копия DIP создавалась с помощью самых современных методов копирования, а Владимир был вооружён только не очень подробной технической документацией, собственным глазомером и интуицией.
Кузова моделей легковых автомобилей Владимир изготовлял из листовой латуни, а окончательную их форму доводил с помощью шпатлёвки. Вся фурнитура масштабных моделей: ручки дверей, рычаги переключения передач, радиаторы (особенно трудоёмкие элементы), поручни и другое детали изготовлялись из проволоки. Набив руку на конверсиях и изготовлении копий легковых автомобилей СССР, Волчанецкий решил расти дальше, попробовать свои силы в изготовлении более сложных моделей и приступил к созданию копии автобуса ЗИС-127 с нуля.
Применяя те же технологии, но при копировании кузова автобуса, Владимир не стал склеивать между собой отдельные его части, как делал ранее, а спаял их между собой. Собранная копия кузова со множеством мелких деталей (молдингами, изготовленными вручную, а не с помощью фототравления, эмблемами, буквами ЗИС и др.) целиком хромировалась в цехе хромирования деталей для автомобиля ЗАЗ на заводе «Коммунар». Далее с помощью шпатлёвки геометрия кузова доводилась до полного соответствия прототипу, автобус собирался и окрашивался в выбранный цвет синтетическими красками, используемыми для окраски автомобилей ЗАЗ. После высыхания окрашенной модели, с мест, где должен был виден хром, Владимир аккуратно с помощью лезвия снимал краску, в результате получалась очень удачная и правдоподобная копия интересного автобуса с настоящими хромированными элементами.
Масштабную модель ЗИС-127 высоко оценили коллекционеры. Те, у кого она есть в коллекции (а таких людей очень немного), дорожат ею как настоящим произведением искусства. Владимира признали как состоявшегося мастера, и, кстати, именно в этот период его жизни предлагали присоединиться к группе киевский коллег, переезжавших на постоянное место жительство в США. «С твоими руками ты там точно не пропадёшь!» – убеждали его, но он решил остаться на Украине со своими родителями и семьёй. Работая дома, он не остановился на достигнутом, а совершенствовался дальше.
Красная линия
В 1995 году Волчанецкий обратил внимание на то, что на рынке масштабных моделей присутствует крайне мало копий автомобилей, выпускавшихся в СССР на Ярославском автомобильном заводе. И твёрдо решил исправить эту ситуацию, по сути, положив начало делу всей своей жизни, которым занимается до сих пор и продолжает его развивать, – это изготовление масштабных моделей «Яшек» – так ласково Владимир называет автомобили «Я», «ЯГ», «ЯС», автобусы «ЯА», троллейбусы «ЯТБ», производимые в Ярославле с 1925 по 1951 годы.
Используя уже отработанную им сложную и трудоёмкую технологию пайки из жести, Волчанецкий на основе данных, почерпнутых из литературы, чертежей и фотоматериалов, сначала изготовил копию бортового трёхтонного грузовика «Я3». Кабину грузовика спаивал из латуни, двери выполнял отдельными деталями. Раму тоже делал из латуни и имитировал «швеллер» (уголок) прототипа. Рессоры также набирал из отдельных деталей в лесенку. Как у настоящего автомобиля, передние колёса делал поворотными.
Бортовая платформа наборная, каждая её доска выполнена отдельной деталью, и всё это собрано в единый элемент, с имитацией дерева, выполненной с помощью бормашины. В радиатор впаяна мелкая сеточка. Колёсные диски, литые из металла. Резину Владимир закупал в мастерской «Миниклассик», и после разогрева её в кипятке натягивал на диск. «Дворники», руль, педали изготовлял из проволоки. И никакого фототравления. Весь цикл от создания чертежей, изготовления каждой детали (кроме резиновых покрышек), сборки, покраски были выполнены Волчанецким самостоятельно!
Мастер упаковывал свою продукцию в «боксы», поставляемые также из мастерской «Миниклассик». Безусловно, множество коллекционеров Украины захотели поставить к себе на полку столь реалистичную копию, невзирая на достаточно высокую стоимость. В Москве же модели Волчанецкого восприняли не сразу, всё-таки сюда они дошли через руки нескольких посредников, причём цена стала значительно выше, чем отпускная. Тем не менее количество заказов росло лавинообразно.
Почти неизменная технология
Владимир не сидел сложа руки. За несколько лет он создал Я3, Я-4, Я-5 «Коджу», Я-8, Я-9Д, ЯГ-4, ЯГ-6, ЯГ-7, ЯГ-10, ЯГ-12, ЯАЗ-200, самосвалы Я-5, ЯC-3, ЯC-4, ЯГ-6 на электрическом ходу, ЯГ-6 пескоразбрасыватель, ЯГ-10 с гусеничными цепями, Я-12Д с полуприцепом, НАМИ-012 и их модификации бортовые, с открытой кабиной, с закрытой кабиной, с открытым кузовом, с тентованным кузовом, фургоны, экскаваторы, краны, бетономешалку, цистерны, пожарные, военные, аварийные, медицинские и другие машины.
Не забыл Владимир и про автобусы. Очень хорошо получились автобусы «АТУЛ» и ЯА-6. А один из изготовленных им троллейбусов – двухэтажный ЯТБ-3 – приобрёл для своей экспозиции один из европейских музеев. Множество его моделей разошлось по коллекциям во всём мире, только в 2002 году около 70 штук отправлено в США.
Несмотря на множество слухов и домыслов, все свои масштабные модели Владимир Волчанецкий создавал из металла. Правда, со временем в технологию всё же пришлось внести изменения, чтобы сделать готовые модели более доступными по цене, менее хрупкими и способными лучше переносить доставку. Для масштабных моделей экономкласса кабина у некоторых грузовиков теперь отливается из «белого» металла, вместе с передними крыльями одной деталью. Рама моделей изготовляется из толстой латуни и не похожа на «швеллер». Но бортовой кузов отливать из «белого металла» Владимир не стал, так как это увеличивает вес модели, да и очень трудоёмко в обработке.
Ранее модели к подставке «бокса» крепились двумя болтиками, теперь одним, чтобы не создавать лишних отверстий в раме и не портить эстетичный вид масштабной модели. Но все эти изменения не являются догмой. Потому что каждая масштабная модель, созданная Владимиром Волчанецким, – это прежде всего воплощённые в реальность пожелания заказчика. Модель может быть выполнена по любой, освоенной мастером технологии, могут быть воссозданы открывающиеся элементы (двери, борта кузова, различные лючки и др.), размещено дополнительное оборудование (съёмные лопаты, топоры, багры, инструментальные наборы), окрашена в выбранный цвет. Поэтому ни одна масштабная модель Владимира, даже если она копирует один и тот же прототип, не похожа на другую.
Нежеланная секретность
В среднем в год Владимир изготовляет не более нескольких десятков копий, что красноречиво показывает, насколько это не простой и тяжёлый труд, требующий внимательности, сосредоточенности и большой самоорганизации. Поэтому он не стремится к широкой публичности. Справедливости ради скажем, что ещё совсем недавно связаться с ним было крайне сложно. Дело в том, что Владимир живёт в частном доме, где ему комфортно как отдыхать, так и работать. С появлением мобильного телефона ситуация упростилась, тем не менее информацию о Владимире тщательно скрывают, кому же хочется потерять монополию на право продажи его моделей – ведь это немалая прибыль. Так что Владимир Волчанецкий по-прежнему остаётся глубоко засекреченным автором, вопреки его желаниям.
Сейчас Владимир Волчанецкий всё так же полон идей, любознателен и общителен, правда, в одном его кредо неизменно, он не отсылает модели по почте или курьерскими службами, а предпочитает отдавать их из рук в руки. В ближайших его планах изучение свойств новых красок, появившихся на рынке, это крайне необходимо для улучшения качества окраски создаваемых масштабных моделей. Владимир планирует расширять связи с коллегами, изготовляющими фототравленые детали, дабы с их помощью улучшить деталировку «Яшек» и, конечно, создавать новые интересные масштабные модели. Например, я узнал от него по секрету, что скоро может появиться автобус на шасси Я-3 и автокран на шасси ЯГ-6.