Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Минский завод колёсных тягачей

Владимир Чехута.

23 июля 2019 года белорусский автопроизводитель ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ) отметил 65-летний юбилей со дня основания. Более шести десятилетий предприятие под маркой Volat разрабатывает и производит для своих клиентов уникальные транспортные средства, предназначенные для перевозки тяжёлых грузов как по дорогам общего пользования, так и в условиях трудной проходимости.

Летом 1954 года в недрах Минского автомобильного завода было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ), ставшее базовым основанием для будущего полноформатного производства автотехники военного назначения. Возглавил СКБ выдающийся советский конструктор Борис Львович Шапошник. С тех пор предприятие изменилось до неузнаваемости.

МАЗ-7907 – будущий экспонат музея МЗКТ, который, как обещали, откроют в конце 2019 года

МАЗ-7907 – будущий экспонат музея МЗКТ, который, как обещали, откроют в конце 2019 года

Для военных и гражданских

На сегодняшний день МЗКТ является одним из ведущих мировых автопроизводителей, специализирующийся на разработке и производстве многоосных тяжёлых грузовых автомобилей и прицепного состава. Автомобили МЗКТ успешно применяется в ракетных войсках стратегического назначения, сухопутных армейских подразделениях и вой­сках противовоздушной обороны. Предприятие создаёт автотехнику гражданского назначения по индивидуальным техническим заданиям заказчиков. Заказ может начинаться от одного грузовика до нескольких сотен единиц. При этом оснащение машины будет проходить с использованием максимально широкого диапазона отечественных и зарубежных комплектующих.

Более половины опрошенных клиентов завода назвали надёжность марки МЗКТ её главным преимуществом. Многолетний опыт проектирования и производства военной техники позволяет гарантировать работоспособность в самых тяжёлых условиях. Собственная конструкторская база МЗКТ в составе 31 КБ (250 инженеров-конструкторов, 180 инженеров-технологов и 150 инженеров-испытателей) позволяет самостоятельно конструировать уникальные транспортные средства для выполнения любых задач. За последние годы (период 2007–2016 гг.) в модернизацию производства и замену устаревшего оборудования было вложено более 110 млн долларов. Оснащение современными станками позволило освоить выпуск на собственной производственной базе большинство компонентов для автомобилей МЗКТ. Современно оснащённое производство обеспечивает отличное качество продукции, гибкость технологических процессов, высокую производительность труда, независимость от сторонних поставщиков и кратчайшее время изготовления опытных образцов. Среди компонентов собственного производства можно отметить несколько позиций: различные кабины, рамы, автоматические трансмиссии, раздаточные коробки, центральные непроходные и проходные редукторы, колёсные редукторы, узлы гидропневматической и пружинной подвесок, а также лебёдки.

Новая электронная система позволяет создавать конструкторскую документацию без применения бумаги

Новая электронная система позволяет создавать конструкторскую документацию без применения бумаги

При создании компонентов используется импортное оборудование американского производства

При создании компонентов используется импортное оборудование американского производства

Завод всегда стремится к укреплению сотрудничества с традиционными партнёрами. В дальнейшем будут прорабатываться контакты с зарубежными производителями военного оборудования с целью создания новых автомобильных проектов. Запланирована разработка экспортных вариантов легкобронированного автомобиля (ЛБА) МЗКТ-490100 и тактического грузовика МЗКТ-500200. Продолжится работа по расширению дилерской сети. Продумывается идея выхода на рынок ЕС с автобусами «Неман» экологического класса Euro 6, а также поиск и заключение дилерских договоров по этому виду техники.

Демонстрация возможностей

По случаю юбилейных мероприятий на территории завода прошла выставка автомобилей МЗКТ, среди которых было и несколько новинок. Например, терминальный седельный тягач МЗКТ-730240 (4х4), разработанный по инициативе заводских маркетологов. Этот автомобиль, как и другие аналоги, предназначены для локальной перевозки трёхосных полуприцепов в пределах складской территории, логистического центра или терминала морского порта. Учитывая их специ­фические задачи возможна контейнерная перевозка или передислокация трейлеров на близкие расстояния, которая во многом отличаются от магистральных тягачей.

Новый терминальный тягач оснащён более прочной рамой и надёжными ведущими мостами, способными выдерживать большую нагрузку на ССУ. В конструкции обязательно присутствует автоматическая трансмиссия, а также предусмотрена возможность изменения высоты седла для работы с различными полуприцепами. У машины одноместная кабина с большой площадью остекления, а для достижения меньшего радиуса поворота колёсная база тягача максимально укорачена.

Терминальный тягач МЗКТ-730240

Терминальный тягач МЗКТ-730240

Терминальный тягач МЗКТ-730240 вид сзади

Терминальный тягач МЗКТ-730240 вид сзади

Доступ в кабину терминального тягача

Доступ в кабину терминального тягача

Кабина МЗКТ-730240

Кабина МЗКТ-730240
Внешний дизайн нельзя назвать оригинальным, но он соответствует проверенным временем формам и компонентам. Терминальный тягач МЗКТ-730240 оснащён двигателем Cummins ISB6.7 250 мощностью 250 л. с., который агрегатирован с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF 6WG210. Снаряжённая масса грузовика не превышает 13 т, а его полная масса – 45 т (на 1-й мост приходится нагрузка 13 т, на 2-й мост – 34 т). Максимальная нагрузка на ССУ составляет 32 т. Полная масса автопоезда в составе терминального тягача МЗКТ и тяжёлого полуприцепа может доходить до 120 т. Габаритная длина машины всего 5,8 м, а минимальный радиус поворота не превышает 7,5 м. Благодаря подъёмному узлу ССУ, управляемому дистанционно из кабины водителя, тягач легко адаптируется под работу с различными по высоте трейлерами. Кабина водителя оснащена системой вентиляции, отопителем, кондиционером и рабочим постом, разворачиваемым на 180º. Максимальная скорость терминального тягача МЗКТ-730240 составляет 30 км/ч.

Обновлённая фронтальная панель VOLAT после фэйслифтинга

Обновлённая фронтальная панель VOLAT после фэйслифтинга

На заводском полигоне было представлено новое шасси МЗКТ-750002 (8х8), предназначенное для монтажа крановых установок с максимальной грузоподъёмностью 50–70 т. Эта новинка вместе с ранее представленным шасси МЗКТ-750003 (8х4) создадут серию крановых шасси в обновлённом дизайне. Оба грузовика комплектуются двигателем ЯМЗ-653 (Euro 5) мощностью 420 л. с. и 9-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear.

Новое крановое шасси МЗКТ-750002 (8х8)

Новое крановое шасси МЗКТ-750002 (8х8)

Второй новинкой, показанной на полигоне, стало шасси МЗКТ-750004 (8х8), предназначенное для монтажа нефтегазового оборудования с массой 29,7 т. Полная масса транспортного средства превышает 46 т. Этот грузовик станет очередным этапом развития семейства МЗКТ-652712 и МЗКТ-700700. Поскольку на заводе состоялся переход на двигатели, соответствующие требованиям стандарта Euro 5, то было решено зафиксировать это событие небольшим фэйслифтингом фронтальной панели для короткой кабины МАЗ. Шасси оборудовано двигателем ЯМЗ-653 (Euro 5) мощностью 420 л. с. и 9-ступенчатой механической коробкой передач. Его максимальная скорость составляет 80 км/ч.

Шасси МЗКТ-750004 (8х8) для нефтегазовой отрасли

Шасси МЗКТ-750004 (8х8) для нефтегазовой отрасли

Тема Mission News от Compete Themes.