Прошедшая в столице на прошлой неделе выставка перевозчиков и логистов TransRussia оставила смешанные эмоции. Количество представленных компаний и толпы людей создавали видимость, что в отрасли нет глобальных проблем. Но, увы, никакой конкретики в дальнейших перспективах не имеют ни российские перевозчики, ни их белорусские и даже китайские коллеги — ни по срокам, ни по стоимости транспортировки.
Да и столь интересной нам грузовой техники на нынешнем транспортном смотре практически не было — лишь складские погрузчики разных размеров. Зато неожиданно среди транспортников обнаружилась экспозиция столичного Музея транспорта — и целых два старых грузовика!
Это, во-первых, УралЗИС модели 355М. Такие машины выпускались с 1958 по 1965 год на заводе в Миассе (в 1962 году он был переименован в УралАЗ). Не так давно мы рассказывали об энтузиасте, который восстановил подобный УралЗИС на его исторической родине, ну а эта машина — из музейной коллекции.
Напомним, что такой УралЗИС, по сути, представлял собой попытку продлить жизнь еще довоенной трехтонки ЗИС-5. Машина получила кабину от ГАЗ-51 с собственным оперением передней части. У представленной версии М был более мощный, 95-сильный мотор, усиленная рама и амортизаторы спереди — грузоподъемность составляла уже 3,5 тонны. В настоящее время сохранилось не более пары десятков подобных машин.
Рядом — знаменитый самосвал МАЗ-205. Эта модель стала первенцем Минского автозавода и творческим переосмыслением ярославского грузовика ЯАЗ-200. В белорусском исполнении самосвал получил укороченную раму, измененную форму решетки радиатора и оперения капота.
Под ним, кстати, трудился двухтактный ярославский дизель ЯАЗ-204 — он развивал 110 л.с. В кузов объемом 3,6 куба можно было поместить до шести тонн груза, а полная масса вплотную приближалась к 13 тоннам. За годы выпуска, с 1947-го по 1965-й, на МАЗе было сделано около 95 тысяч подобных машин. Но, увы, до настоящего времени дожили лишь единицы — в основном в виде памятников и таких вот музейных образцов. Впрочем, несколько лет назад мы рассказывали и про живой и даже работающий по назначению 205-й.
Ну а что сам музей? Пока его коллекция частями кочует по выставкам, используя различные площадки в Москве. Скоро должны начать организовывать и экскурсии в запасники на юге столицы — где большая часть экспонатов ожидает перемещения уже на основное «место работы».
Оно должно появиться в 2023 году — когда на Новорязанской обещает-таки открыться огромное здание Музея транспорта. В его больших залах должны поместиться и грузовики, и автобусы, и троллейбусы, и трамваи — и многое-многое другое. Вплоть до того, что на подземных этажах планируется разместить экспозицию вагонов столичного метро. Ожидается и много интерактива для посетителей. Подождем — увидим.
А вот перспективы возобновления движения по проходящему рядом Музейному троллейбусному маршруту пока туманны. Транспорт там сейчас не ходит из-за ремонта. В том виде, в котором маршрут существовал в последнее время, в его работе не было ни исторической, ни транспортной идей: троллейбусы ходили пустыми, а ретротехника так ни разу и не выезжала. Возможно, с открытием музея что-то изменится и в этом плане — но, если честно, в возобновление движения «рогатых» верится с трудом.