Недолив топлива на АЗС явление, достаточно распространенное в различных уголках мира. Конечно, не является исключением и наша страна. Уж очень малонаказуемая лазейка, через которую компании, торгующие топливом, могут сохранять на закупках бензина и ДТ миллионы рублей ежемесячно.
А что, идеальный «бизнес» из воздуха. Определить, что на автозаправочной станции недолили нескольких сотен грамм топлива нереально, да и такие погрешности не противоречат требованиям ГОСТов и других стандартов. Более того, 1% недолив топлива вполне подпадает под понятие погрешности. Несмотря на современную аппаратуру на АЗС, откалибрована она все же не всегда точно. А что такое 1% от 60 литров? 0.6 литра топлива. С 80, 100 литров? Уже внушительнее. Впрочем, если заправлять грузовик с 600 литрами ДТ, переплата уже будет существенней. Даже в объеме 1% погрешности, дальнобойщик недополучит 6 литров топлива.
И хотя для водителя это не такая уж серьезная потеря, для АЗС, через которую, даже расположенную на задворках, проезжают сотни автомобилей в день, это сулит большую экономию, а вместе с ней большую сверхприбыль.
Но как оказалось, грешат недоливом практически все заправочные станции и некоторые не ограничиваются единицами процентов, предпочитая урвать по максимуму.
Фрагмент передачи «Главная дорога». Видео взято с YouTube-канала «В СВЕТЕ ФАР»
Федерация автовладельцев России (ФАР) провела операцию по закупке топлива на разнообразных АЗС по областям России. Рейд был предпринят в связи с участившимися жалобами автовладельцев по поводу того, что оплаченное топливо, скорее всего не соответствует топливу залитому. То есть заливают меньше, чем должны.
Как оказалось, для проведения закупок в режиме «тайного покупателя», не существовало даже ГОСТа. ФАР самостоятельно разработала наиболее точную методику определения недолива топлива на АЗС (методу еще предстоит пройти аттестацию), на основе которой можно было сделать выводы о нарушениях.
«В процессе отработки методики, топливо отбиралось в специально оборудованный автомобиль, …, а далее по методике определялось количество фактически приобретенного топлива. Выборочно проводился отбор топлива для проверки качества в лабораторных условиях», говорится на сайте федерации.
Проверка недолива АИ-92 и АИ-95 проводилась на 34 АЗС в 13 субъектах РФ.
Специалистами ФАР было проверено:
5 – Вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).
21 — Федеральных и региональных сетей.
8 – Мелкосетевых и частных АЗС.
В ходе проверки получились следующие результаты. Если расхождение между оплаченным и фактически полученным топливом оказывалось более 1 %, это уже считалось недоливом, пускай и небольшим. Нарушения по количеству отпущенного топлива были выявлены на 76% АЗС!
Недолив среди ВИНКов составил 20%, каждый пятый. Это неплохой результат и далее вы поймете почему. «Недолив 1,63% — на уровне погрешности», отмечается на сайте Федерации Автовладельцев.
Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив 4,97%, максимальный – 19.03%). Не самый массовый «мухлеж» с топливом, но почти 1/5 часть недополученного автовладельцами топлива – это конечно верх наглости.
А вот мелкосетевые заправочные станции и частные АЗС недоливают поголовно – 100%. Правда, если уж недоливают, то меньше чем во второй категории (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%).
Как видно, аппетиты и опасения за выплату пологающихся за махинации с топливом штрафов зависят от компании и доли, которая она занимает на рынке того или иного региона страны.
Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр, подчеркивают в ФАР, приводя красноречивые примеры:
АЗС в Краснодарском крае, реализовывала АИ-95 по 44,70 руб/литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобрел топливо по цене 55,21 руб/литр.
АЗС в Московской области, реализовывала АИ-95 по 39,90 руб/литр, недолив составил 12,8%, фактически потребитель приобрел топливо по цене 44 руб/литр. Более того, лабораторные испытания отобранного АИ-95 показали, что топливо не соответствует ТР ТС: сера 122.9, доля бензола 2.71, доля кислорода 4.3, доля метанола 4.95.
Нам нечего добавить на этот счет. Цифры говорят сами за себя.