Глава «Соллерса» Вадим Швецов попросил у Дмитрия Медведева выделить из бюджета 42 млрд руб. на обновление парка коммерческих автомобилей, которые наносят вред экологии. Правительство проработает вопрос о запуске такой программы
Как новые автомобили помогут снизить выбросы
Владелец «Соллерса» Вадим Швецов обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой выделить из бюджета 42 млрд руб. в рамках нацпроекта «Экология» на обновление парка коммерческих автомобилей. У РБК есть копия письма Швецова от 16 мая, его подлинность подтвердил чиновник Минприроды.
По словам Швецова, в России сейчас около 2,6 млн коммерческих автомобилей экологических классов Евро-0 и Евро-1 в возрасте от десяти до 20 лет, которые «продолжают активно эксплуатироваться и тем наносят значительный вред окружающей среде» из-за загрязняющих выбросов. При этом доля транспортных средств старше десяти лет превышает 70% от общего парка коммерческих автомобилей. «Принимая во внимание начало реализации с 2019 года нацпроекта «Экология», предусматривающего в том числе снижение объема вредных выбросов в атмосферу, прошу вас рассмотреть возможность включения в периметр данного нацпроекта программы обновления парка коммерческих автомобилей с целью вывода из эксплуатации транспортных средств с наибольшим объемом выхлопов и замены их на новые автомобили экологических классов Евро-5/Евро-6, — пишет глава «Соллерса».
Он предлагает в течение шести лет — с 2019 по 2024 год — заменить не менее 200 тыс. коммерческих автомобилей в возрасте от десяти до 20 лет на новые машины класса Евро-5 и Евро-6, что позволит снизить на 3% общий объем выбросов и сократить на 80% выбросы угарного газа — с 187 тыс. до 32 тыс. т в год. Выделенные средства — по 7 млрд руб. ежегодно (из них 5 млрд руб. из федерального бюджета и 2 млрд руб. из региональных бюджетов) — должны пойти на субсидии по льготному лизингу и прямые скидки физическим лицам на покупку нового автомобиля взамен сдаваемого на утилизацию. В случае принятия программы физические лица смогут сдавать на утилизацию старые автомобили в обмен на 10-процентную скидку на покупку новых, а юрлица получат аналогичную скидку для бензиновых или дизельных автомобилей и 30-процентную скидку при покупке авто на газомоторном топливе или электротяге, говорится в письме.
На письме стоит виза Медведева: «Проблема острая и ее нужно решать». Он поручил главам Минприроды и Минпромторга Дмитрию Кобылкину и Денису Мантурову проработать и доложить «согласованные предложения». РБК направил запрос пресс-секретарю Медведева.
4 трлн руб. на «Экологию»
В состав нацпроекта «Экология» входит федеральный проект «Чистый воздух» с объемом инвестиций 480,5 млрд руб., цель которого — снижение к 2024 году на 20% выбросов в атмосферу в 12 промышленных центрах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. Всего расходы на нацпроект «Экология» оцениваются в 4 трлн руб., из них из бюджета будет выделено чуть более 700 млрд руб.
«Предложение хорошее, но его надо посчитать», — сказал РБК Кобылкин. По его словам, просто взять на эти цели деньги из нацпроекта «Экология» невозможно. «Деньги нацпроекта «Экология» окрашены. Но Дмитрий Анатольевич [Медведев] дает нам право внутри проекта делать ту или иную переброску при условии достижения тех же результатов, которые прописаны в указе. Поэтому надо важную инициативу внимательно изучить», — заключил министр. По словам представителя Минприроды, профильный департамент ведомства занимается выработкой предложений.
Вопрос включения программы обновления парка коммерческих транспортных средств в национальный проект «Экология» в настоящее время прорабатывается совместно с Минприроды, в том числе в части степени снижения выбросов в атмосферу в результате замены устаревшего автопарка, сообщил РБК представитель Минпромторга. Он добавил, что министерство разрабатывает «единую лизинговую субсидию, которая должна заменить с 2020 года существующие субсидии».
Представитель «Соллерса» отказался от комментариев.