Даниил Минаев.
Недавно мы протестировали любопытного представителя Ford Trucks модели 3233HR E5 с колёсной формулой 8х2, скомпонованной по типу «тридем». Сегодня передо мной 22-кубовый общестроительный самосвал Ford Trucks 4142D, родство которого с предметом прошлого теста определяется благодаря схожей кабине, суммарному количеству осей и близким внешним габаритным размерам обоих транспортных средств. Но отличия всё же есть. Давайте разбираться – насколько они значительные.
Модель: | Ford Trucks 4142D DС EURO5 |
---|---|
Производитель шасси: | ООО «АВТОТОР-МАШ» |
Самосвальный кузов: | Grünwald, Россия |
Начало продаж в России: | 2020 г. |
Цена: | 8 800 000 руб. |
Снятые барьеры
Прежде всего Ford Trucks 3233HR уступает Ford Trucks 4142D по энерговооружённости и грузоподъёмным показателям. Тем интереснее будет посмотреть, как это сказалось на управляемости и возможной медлительности тяжёлого четырёхосного самосвала, грузоподъёмностью 26 т.
Важно отметить, что семейство этих грузовиков непрерывно развивается, хоть это внешне не так сильно заметно, опять же из-за применения классической кабины, но благодаря росту потенциала трансмиссии, рамы и силового агрегата стало возможно построить самосвал 8х4, полной массой 41 т.
Здесь уместно вспомнить несколько вех развития модели, первично именовавшейся Cargo. В «нулевые» годы ХХI века одной из веских причин, сдерживающих продажи «Карго», был недостаточно мощный двигатель. Поэтому сферы применения «Фордов» ограничивались в основном локальными перевозками в сфере домашней логистики, не самого масштабного строительства и коммунального хозяйства, где правили бал небогатые эксплуатанты. Когда ситуация с силовой линией получила дальнейшее развитие, появились новые горизонты и у весьма заслуженной модели. Поэтому прежде чем начну рассказ цельно о самом самосвале Ford Trucks 4142D DС EURO5, хочу остановиться на его силовой линии.
Свои лошадиные силы
В 2011 году Ford Cargo модели Н476 развивал 380 л.с. В 2013 у поколения Н566 показатели подросли до 460 л.с. С 2018 года у мотора под названием Ford Ecotorq FHT5 доступны настройки мощности 420, 480 и даже 500 л.с. (правда, самой мощной версией пока комплектуют только тягачи нового поколения F-Max).
Под торговым наименованием Ecotorq двигатель собственной разработки, который устанавливается уже несколько лет вместо применявшегося ранее лицензионного Cursor-10. 13-литровый двигатель выпускает компания с конца 2015 года. Он во многом повторяет 9-литровый мотор, который тоже не ушёл со сцены и применяется на дистрибуционных грузовиках.
Ford Ecotorq FHT5 – рядный, 6-цилиндровый турбодизель, с 4 клапанами на цилиндр, мокрыми гильзами, распределительным валом в ГБЦ. Диаметр цилиндра и ход поршня – 130х160 мм. Степень сжатия – 17:1. Кривая крутящего момента выходит на максимум при оборотах от 1000 до 1300 об/мин. Особенностью фордовского силового агрегата является наличие в системе охлаждения фильтра с ингибитором коррозии, улучшающим условия работы и продлевающим срок службы антифриза. Недавно двухцилиндровый воздушный компрессор этого двигателя дополнительно получил экономный режим и подогрев осушителя воздуха.
Для разных рынков сбыта двигатель поставляется в различных исполнениях. Для РФ сегодня предусмотрен только пятый экологический класс. Соответствие нормам токсичности обеспечивается каталитической нейтрализацией, никаких рециркуляций и сажевых фильтров. Массивная банка глушителя расположена необычно – в базе, довольно далеко от силового агрегата. Такую компоновку выдаёт длиннющая теплоизолированная труба, распростёртая по раме вдоль левого борта, а разветвление на обогрев самосвального кузова находится свнутренней стороны рамы.
Для 13-литрового двигателя (точное значение рабочего объёма 12 740 cм3) фордовскими специалистами подобрана широко распространённая механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S 2230, обеспечивающая перемену передаточных отношений в диапазоне 13,805 – 0,836. Управление КП реализовано при помощи тросового привода, на четыре хода рычага, с флажком демультипликатора и тумблером делителя. Опционально возможна установка автоматизированной трансмиссии ZF TraXon. Между двигателем и трансмиссией, в картере стандарта SAE1 притаилось сцепление с диаметром диска 430 мм. Главная передача – гипоидная, с колёсными редукторами. Передаточное число главной пары – 4,08, что для самосвала кажется даже довольно длинным значением, но на практике так не оказалось, подробнее об этом расскажу чуть далее. Есть и набор блокировок.
Усиление на усилении
Четырёхосный самосвал Ford Trucks 4142 характеризуется достаточно длинной колёсной базой – 3050 мм, и это при том, что спереди и сзади по паре осей, плюс свесы – 1,5 м спереди и почти 1,3 м сзади. Отчего он наделён с рождения завидной плавностью хода, несмотря на мощные рессорные пакеты и механическую подвеску кабины.
Передние управляемые оси на малолистовых рессорах (4 листа), их грузоподъёмность – 8000 кг. Полуэллиптические рессоры задней балансирной тележки выдержат 26 800 кг – по 13 400 кг на каждую ось. В верхней части балансирная подвеска дополнительно усилена А-образными реактивными штангами.
Высота сечения лонжеронов рамы – 285 мм, толщина профиля – 10 мм, применено усиление по всей длине вставками «лонжерон в лонжероне». Прочность лонжеронов рамы – 500 МПа.
Тормозная система, естественно, пневматическая, предусмотрен дополнительный компрессионный тормоз Ecotorq Engine Brake, мощностью 340 кВт. Тормозные механизмы на всех осях – барабанные.
Я обратил внимание, что в ходовой части, рулевом управлении и тормозной системе просто превеликое множество регулируемых резьбовых муфт, штоков, контрагаек. Естественно, не обошлось и без пресс-маслёнок, как в традиционных местах, так и в скоплении этой плеяды бесконечно регулируемых соединений валов, приводов и тяг. Пока автомобиль идеально новый, всё отрабатывает прекрасно. В эксплуатации будет необходим регулярный жёсткий контроль за этим хозяйством, иначе не миновать преждевременного износа.
Поведение на дороге и в жизни
Вот и настал момент поговорить о том, как видно жизнь из кабины массивного четырёхосного самосвала. Это уже мой седьмой по счёту тест грузового автомобиля «Форд», который не сыплет изобилием моделей и вариаций, поэтому найти в кабине что-нибудь принципиально новое весьма сложно. Разве меню бортового компьютера опять стало немного умнее. Но есть вопрос и здесь. Говоря об уровне синтетической мочевины, область данных называет это «ЕГР данные», при том, что EGR здесь по определению отсутствует… Для настоящих профессионалов – «семечки», но не для всех…
«Форточки» и они же открывающиеся стёкла боковых окон старомодны. Сразу вспомнилось, что сижу я в старой кабине. Не очень удобно протирать зеркала.
Сиденья водителя и пассажира имеют достаточные диапазоны регулировок – отодвинуться назад можно далеко. В организации пространства дневной кабины не меньше ниш, полочек и ящичков, чем в спальной кабине, а домкрат и монтажки прямо за спиной водителя, всё внутри, ничего не придётся искать под дождём! Но вот захочется ли после ремонта нести загрязнённый инструмент обратно в кабину – не вопрос для неряшливого «самосвальщика», но большой вопрос для всех остальных…
Пандемия, приведшая к приостановке всего и вся, не дала возможности забалластировать самосвал, поэтому пришлось кататься с пустым кузовом. В этом случае очевидно, передаточные числа подобраны так, что мощный двигатель сразу перекручивает трансмиссию пустой машины. Тронуться с места можно и на четвёртой передаче, а так, чтобы уверенно двигаться применял алгоритм «третья–четвёртая–пятая–седьмая–восьмая», изредка исключая третью передачу из этого списка – тяги хватает с запасом, даже при весьма лояльном отношении главной пары в 4,08. Ну иногда корректировал ситуацию «половинками». Видимо, это компромисс между чисто дорожной техникой и машинами только для строительства.
Понравилась манёвренность – несмотря на четыре оси самосвал, грузоподъёмностью 26 тонн, изящно «юлит» между множественными заборами в узких проездах промзон и захламлённых территорий пожилых промышленных предприятий.
Российский кузов с шведским акцизом
Самосвальный кузов Grünwald российского производства модели GR.F22-SH-II типа HALF-PIPE изготовлен из популярной у «самосвальщиков» стали HARDOX 450. Это износостойкая и ударопрочная сталь, способная продлить срок службы кузова, предотвратив преждевременное истирание абразивными материалами, и на продолжительное время сохранить товарный вид ЛКП при ударных повреждениях. Основание кузова изготовлено из стали HARDOX 500TUF, у которой на 30% выше стойкость к истиранию по сравнению со сталью Hardox 450.
Сталь заказывается напрямую у шведского концерна SSAB, что подтверждается сертификатом «Hardox In My Body». Шведы придумали красивую традицию маркировки кузова «акцизной» маркой. Насколько это сможет способствовать продажам в России – загадка и шведов, и для соотечественников…
Однако полукруглое сечение кузова ускоряет разгрузку инертного груза. Благодаря формованным боковым стенкам полукруглый кузов более устойчив к деформациям и вмятинам. Козырёк самосвального кузова выполнен в виде отдельной детали, запорный механизм заднего борта – автоматический, угол закрытия – 2 градуса.
Система обогрева отработанными газами предотвращает смерзание и налипание сыпучих грузов. Механизм подключения/отключения системы осуществляется через кран, расположенный за кабиной. В качестве опции предусмотрена возможность эксплуатации самосвального автопоезда. В этом случае гидролиния подъёма кузова прицепа оснащена быстросъёмным соединением и управлением из кабины.
Опциональный складной противоподкатный брус позволяет работать с асфальтоукладчиком, а также обеспечивает максимальный угол съезда.
Система мониторинга самосвальной надстройки в принципе способна отслеживать множество параметров: массу груза, контроль углов крена, контроль количества циклов подъёма кузова и т.д.
Не новичок…
Семейство грузовых автомобилей Ford Trucks, куда входит вариант с колёсной формулой 8х4 уже слишком давно известно на разных рынках разным перевозчикам (мы имеем дело с эволюцией машин 1997 года). Просто благодаря плавному течению доработок машины эта версия 8х4 в 2020 году стала значительно более жизнеспособной. На мой взгляд, она наиболее удачно впишется в работу и подойдёт на дорожном ремонте и строительстве, при любых асфальтовых работах, на благоустройстве территорий.
Полная масса, кг | 41 900 |
Допустимая технически нагрузка на 1-/2-/3-/4-ю оси, кг | 8000/8000/13 400/13 400 |
Масса перевозимого груза, кг | 26 000 |
Двигатель: | |
тип | Ford Ecotorq FHR5, дизельный, 6 цилиндров в ряд |
рабочий объём, cм3 | 12 740 |
мощность, л.с. | 420 при 1800 мин-1 |
крутящий момент, Н·м | 2150 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач | ZF 16S 2230 |
тип | механическая |
количество ступеней вперед / назад | 16/2 |
Передаточное число главной пары | 4,08 |
Подвеска | Спереди – малолистовые рессоры, сзади – рессорно-балансирная, с дополнительными реактивными тягами |
Тормозная система | Пневматическая |
Колёсная формула | 8х4 |
Размер шин | 315/80 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 550 |
Вместимость бака для мочевины, л | 78 |
Коммерческое предложение российского дистрибьютора чётко, что аптечные весы с ценой деления 1,5 млн рублей, балансирует между «большой семёркой» и новой, но от этого не менее заскорузлой техникой СНГ. Наверняка найдутся те, кто склонит эти весы в сторону Ford Trucks 4142D…
SHANGMAN | 6 000 000 |
КАМАЗ-65801 | 7 200 000 |
Ford Trucks | 8 800 000 |
Renault Trucks | 10 000 000 |
IVECO | 10 500 000 |
MAN | 10 700 000 |
DAF | 10 900 000 |
Mercedes-Benz | 11 000 000 |