В Архангельской области рядом с деревней Кононовская Устьянского района, что под Вельском, уже несколько лет подряд проходит чемпионат «Лесоруб XXI века». По традиции здесь собираются десятки команд-участников со всей России, а в выставке техники принимают участие производители спецмашин для лесозаготовки и деревообработки. Там мне удалось познакомиться с любопытным новым автомобилем семейства Scania XT. Исходя из формата мероприятия неудивительно, что это оказался сортиментовоз.
Само собой разумеется, что приобрести такую технику по силам только успешному и стабильному предприятию лесозаготовительной отрасли. Но такие есть в России и немало, что показал состав «конкурсантов-лесорубов». Но насколько разнообразны климатические зоны, рельеф и грунты площадок лесозаготовки и деревообработки огромной страны, настолько разнообразен и транспорт для этой работы. Большинство сортиментовозов представляют собой автопоезда, состоящие из специально сконфигурированных седельных тягачей колёсных формул 6х4 или 6х6 со специализированными полуприцепами. Сортиментовоз Scania G500 B6x6HZ – «одиночка» с несъёмной специализированной надстройкой, способной не только транспортировать хлысты, но и выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Если необходимо увеличить объём груза, то предусмотрена возможность и работы в составе специализированного автопоезда технически допустимой полной массы до 79 тонн: адаптация для работы с прицепом включает все три типа выводов – гидро, пневмо, электро.
Автомобиль лесоруба XXI века
Двигатель полноприводной трёхосной серебристой «Скании» – DС13 с настройкой мощности в 500 «лошадок» и пятым экологическим классом, который обеспечивается новейшей системой питания XPI, работающей без системы рециркуляции отработавших газов (EGR), используя лишь каталитическую нейтрализацию нового поколения ЕЕС3. КП – чисто механическая, число ступеней – 12+2, работает на три хода рычага, обеспечивая разнообразие передаточных отношений при помощи «флажка» демультипликатора и «носика» делителя. Привод рычага КП тросовый, признак единения в повсеместном отказе от громоздкой и металлоёмкой кулисы. Передний ведущий мост – AMD600TZP: 9- тонный, задние мосты AD501TZP, технически допустимой грузоподъёмностью 15 тонн. Все три моста ведущие, с межосевыми и межколёсными блокировками. Главная передача с одноступенчатыми редукторами гипоидного зацепления и колёсными редукторами с косозубым зацеплением, передаточное отношение – 4,93. В тормозной системе барабанные колёсные механизмы, система предотвращения скатывания на уклоне и противобуксовочная система. Подвески по кругу рессорные: спереди пакеты параболических рессор 4х28, сзади многолистовые рессоры 8х30/90. Стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси увеличенной жёсткости. Колёсная база сортиментовоза – 5350 мм. В памяти невольно всплывает термин – «политика Scania», подразумевающий фактически индивидуальное транспортное решение, но при этом собранное из стандартных серийных компонентов собственного производства.
Водителю – жить!
G-кабина средней высоты (модель CG20N) не может не порадовать своего обитателя и даже его напарника или ещё какого-либо помощника. Удобное и красивое рабочее место, о котором мы уже неоднократно рассказывали (Scania S500, Scania S620, Scania P440), в сегодняшнем случае сдобрено сиденьем пассажира на пневматике и полноценным широким нижним «спальником». Электростеклоподъёмники с доводчиками, люк в крыше, аудиосистема и жидкостный автономный отопитель, который, если честно, уже получил немного нареканий от северян, но его мощность в 3 кВт в целом способна удовлетворить большинство. Всё как и у ранее протестированных образцов вполне достойно на зависть некоторым конкурентам. Но самое главное – движок даже на высоких оборотах при закрытых окнах почти не слышен, а многоликие рессоры на всех осях не кидаются обитателями кабины даже на непредсказуемых лесных тропах между делянками Вельского леса!
«Лесная» надстройка
Надстройка-сортиментовоз на шасси Scania G500 B6x6HZ произведена российско-финским предприятием ООО «ЮФА» СНГ, которое является партнёром скандинавских и европейских компаний JYKI GROUP, NORDIC TANK, TOPLIFT, EKERI, HIAB, NTM, HUEFFERMANN, ALUCAR, KESLA, RIIKONEN. Надстройка имеет стальной надрамник с крестообразным усилением задней части, выдвижную консоль под манипулятор, 4 пары стальных коников Alucar, щит за кабиной. Предусмотрена защита топливного бака, гидробака, АКБ и ресиверов. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ здесь предусмотрен гидроманипулятор KESLA 2009 St. Масса надстройки с кониками, консолью и гидравликой всего около 1900 кг.
Полная масса, технически допустимая, кг | 39 000 |
Нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг (технически допустимая) | 9000/15 000/15 000 |
Колёсная база, мм | 5350 |
Двигатель:
|
DC13 146 (Euro 5)
12 742 |
Коробка передач:
|
GRS905R Механическая, с демультипликатором и делителем, с двумя понижающими передачами и двумя передачами заднего хода 12/2 |
Передаточное число главной пары | 4,93 |
Подвеска | Рессорная на всех осях, спереди параболические рессоры 4х28, сзади многолистовые рессоры 8х30/90 |
Тормозная система | Пневматическая, барабанные колёсные тормозные механизмы |
Колёсная формула | 6х6 |
Размер шин | 385/65 R22,5 на передних осях и 315/80 К22,5 на задних осях |
Вместимость топливного бака, л | 400 + 440 = 840 |
Вместимость бака AdBlue, л | 47 |
Ёмкость АКБ, суммарная, А⋅ч | 230 |
Максимальная скорость, км/ч | 89 |
Ваш комментарий будет первым