Промышленностью выпускается большое разнообразие транспортных средств для осуществления пассажирских перевозок. Вместимость является ключевым параметром для классификации техники. Большой пассажиропоток в городах требует от перевозчиков эксплуатации вместительных автобусов. Сочлененные транспортные средства отвечают данному требованию в наибольшей степени.
Что это за транспорт, категория прав
Сочлененный автобус представляет собой транспортное средство, состоящее из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных друг с другом посредством наличия подвижной секции, и имеющее пассажирский салон в каждом отделении. В данном типе транспортных средств неподвижные пассажирские отделения должны быть сообщающимися. Соединение и рассоединение жестких секций должно осуществляться в производственных условиях.
Салон сочлененного автобуса ЛиАЗ-6213. Фото ЯрКамп
Для управления стандартными (одиночными) автобусами необходимо иметь права категории «D». В то время как для управления сочлененных нужно иметь права категории «DE».
Преимущества и недостатки
Сочлененные автобусы имеют большую вместимость, позволяющую комфортно и оперативно выполнять перевозку пассажиров, а также интересный внешний вид, привлекающий внимание. Пассажирам они кажутся удобными и уютными, собственники и перевозчики ценят их за надежность и быструю окупаемость.
Сочлененные автобусы из-за их большой вместимости нередко сравнивают с двухэтажными транспортными средствами. При сопоставлении данных типов транспорта возможно отметить следующие преимущества сочлененных автобусов:
оперативная одновременная посадка/высадка пассажиров становится возможно за счет наличия больших, широких дверей;
бОльшая вместимость, примерное на 10-30%;
повышенная устойчивость за счет более низко расположенного центра тяжести;
малая фронтальная зона обеспечивает меньшее сопротивление воздуха, что повышает экономию топлива;
наличие способности проезжать под низкими мостами;
улучшенный доступ для маломобильных групп пассажиров.
В качестве недостатков возможно отметить необходимость наличия у водителя прав соответствующей категории. Кроме этого, водитель должен обладать достаточными знаниями и опытом для управления автобусом, отличающимся сложностью маневрирования.
Другие транспортные средства: троллейбусы и прочие
Сочлененными могут быть не только автобусы, но и троллейбусы. Они обладает аналогичным устройством – отделения-салоны для пассажиров шарнирно соединены друг с другом подвижной секцией.
Сочлененный троллейбус МАЗ-215Т. Фото МАЗ
Кроме этого, в качестве примеров сочлененной техники, предназначенной для перевозки пассажиров, транспортировки грузов и выполнения определенных работ, возможно привести вездеходы, самосвалы и погрузчики.
Виды и критерии
Весь перечень моделей сочлененных автобусов в свою очередь возможно разделить еще на несколько групп, для этого используется несколько параметров.
Габариты, длина
Ширина автобусов различных типов составляет не более 2,5 м., высота потолка в салоне составляет порядка 2 м. В соответствии с длиной кузова одиночные транспортные средства делятся на 5 групп. Сочлененные автобусы относятся к особо большим транспортным средствам, длина кузова которых превышает 12 метров. Габариты сочлененных автобусов составляет более 18 метров.
По назначению
Сочлененные автобусы предназначены для осуществления перевозок пассажиров в пределах одного населенного пункта. Одним из требований, которые предъявляются к городским автобусам, является большая вместимость, обеспечение оперативного пассажирообмена. Сочлененные транспортные средства как нельзя лучше подходят для эксплуатации в больших населенных пунктах со значительным количеством жителей/пассажиров.
Городской низкопольный сочлененный автобус ЛиАЗ-621322. Фото РусбизнесАвто
Кроме этого, сочлененные автобусы используются для выполнения междугородных, туристических поездок. Их значительная вместимость позволяет организовать тур для большого количества путешественников. Однако, подобные поездки редко осуществляются на большие расстояния.
Прочие характеристики
Возможно отметить и другие параметры для классификации:
в соответствии с вместимостью транспорт относится к особо большим автобусам, позволяющим комфортно расположить более 45 человек;
большая часть сочлененного транспорта имеет один этаж, но компания Neoplan с 1973 до 1993 года выпускала двухэтажный туристический автобус Neoplan Jumbocruiser (единственный в своем роде и в настоящий день), который именовали «лайнер», он позволял расположиться 103 пассажирам;
в качестве топлива может использовать бензин, дизель, газ, электричество;
мотор располагается в передней или задней части кузова;
компоновка бывает капотная и бескапотная (вагонная);
величина дорожного просвета позволяет разделить технику на низко– и высокопольную (высокопалубную).
Также существуют и другие более специфические характеристики (колесная формула, модель двигателя и т.д.), но выполнить классификацию с их помощью достаточно проблематично.
Марки и модели: ЛИАЗ, МАЗ, НЕФАЗ и не только
Анализ запросов пользователей Интернета демонстрирует заинтересованность следующими марками и моделями сочлененных автобусов:
Икарус/Ikarus, в частности Ikarus 280, выпускающийся в 1973-2002 годах, предназначен для эксплуатации на городских маршрутах;
ЛиАЗ-676 представляет собой одиночный автобус, а вот ЛиАЗ-5Э-676 является сочлененным транспортным средством (первым созданным и произведенным в СССР, в 1962 году), который сделан на базе ЗИЛ-158.
MAN – немецкий производитель предлагает большое количество сочлененных автобусов, первой моделью в ассортименте была MAN Type MKN 26, дебют которой состоялся в 1953 году.
Mercedes – компания из Германии выпускает сочлененные автобусы в широком ассортименте, в России активно эксплуатировалась Mercedes-Benz O345, производимая в Турции.
НефАЗ и МАЗ также выпускает и реализует сочлененные автобусы.