В 1946 году в Советском Союзе появился первый городской автобус, имеющий большой размер. Для жителей СССР он стал не просто символом мирной жизни и возрождением разгромленной родины, но и настоящей технической революцией. Этим автобусом стал ЗИС-154 – первое транспортное средство серийного производства, имеющее вагонную компоновку. Но производился автобус довольно недолго и небольшими партиями.
Советские жители были поражены современным дизайном транспортного средства – большой площадью остекления, изящными линиями, двумя вагонами, оборудованными автоматически открывающимися дверями.
ЗИС-154 был достаточно вместительным: имел 34 посадочных места, общее количество пассажиров могло достигать 60 человек. Еще одной особенностью автобуса была электрическая трансмиссия.
Безрамный автобус стал передовой разработкой своего времени. Однако, специалисты считают ЗИС-154 не самой удачной конструкцией советских инженеров. Производство автобуса требовало колоссальных денежных и технических затрат, машина была не только слишком шумной, а двигатель выпускал большое количество дыма, но и надежность транспортного средства оставляла желать лучшего. Особое неудобство городским жителям доставляли выхлопные газы автобуса.
Дизельный мотор ЗИС-154 работал совместно с генератором постоянного тока. Данная конструкция была создана на основе американских автомобилей с электрической трансмиссией. Но в Соединенных Штатах они не пользовались успехом и в скором времени были заменены автобусами с обычной трансмиссией.
За четыре года производства с конвейера сошло всего 1165 машин. При этом последние несколько десятков автобусов, получивших название ЗИС-154А, были оснащены бензиновым шестицилиндровым двигателем, мощность которого составляла 105 лошадиных сил, и прежней электрической трансмиссией.
Позднее в производство на московском автомобильном заводе был запущен модернизированный автобус ЗИС-155. В первую очередь новинка отличалась меньшими затратами на производство. От предшественника ей достался внешний вид и конструкция кузова. Обновленный автобус получил бензиновый двигатель и механическую коробку передач.