Сергей Белоусов.
Конечно, УАЗ-452 давно отстал от жизни. Безусловно, в Ульяновске до сих пор выпускают автомобиль, конструкция которого была разработана почти сразу после войны. Само собой, «Буханка» застряла в прошлом, а ее обновления не способны даже на год приблизить ее к современному миру. На сайте производителя она носит именно такое обозначение — СГР, то есть «Старый грузовой ряд». И вдруг УАЗ выпускает очередную спецверсию «Буханки»…
О том, зачем и кому нужна эта старая машина, спрашивать не нужно. Выпустила же Nintendo в 2016 году ретроконсоль Nintendo Classic, а Sega в этом году — уменьшенную версию Game Gear из 1990-х. Да чего уж там: прибрав к рукам мобильное подразделение Nokia, китайцы несколько лет назад реанимировали смартфон 3310 и другие модели. Получается, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? Попробуем разобраться, насколько далеко можно уехать от дверей дилерского центра на «Буханке» в самой экстремальной заводской версии «Экспедиция» за миллион рублей.
Все проблемы «Буханки» давно известны, и не думаю, что стоит заново повторяться. Два года назад я ездил на юбилейной спецверсии с двухцветной окраской кузова — белый верх, салатовый низ, помните такую? Так вот, за это время в УАЗ-452 появилась лишь кнопка SOS системы «ЭРА-ГЛОНАСС», отвечающая за вызов экстренных служб в случае ДТП, да и в других неприятностях. Где-то должен быть спрятан и GPS-датчик, без которого она не сможет передать точное местоположение. Увы, это не собственная инициатива ульяновских менеджеров, а требование Технического регламента Таможенного союза.
Двигатель объемом 2,7 литра на 112 «лошадей» и 208 Нм все так же отменно тянет тяжелый внедорожный микроавтобус, понижающая передача раздаточной коробки и полный привод все так же включаются (а чаще не включаются) двумя топорными рычагами. Сложно представить себе, что в этой машине есть ABS, гидроусилитель, неразрезные мосты Spicer, трехточечные инерционные ремни безопасности и даже электронная блокировка заднего дифференциала Eaton, активируемая кнопкой из салона (!). А еще подогрев передних сидений и бортовой компьютер. Правда, расход топлива он не покажет, и вы никогда его не узнаете: заправить автомобиль до полного бака та еще проблема — у «пистолетов» на АЗС порой не срабатывает отсечка, и литр-два 92-го буквально выплескиваются из горловины на асфальт. Тут не то что с сигаретой, с мобильным телефоном стоять рядом строжайше не рекомендуется.
«Экспедиция» создана на базе 7-местной модели «Комби» с «глухим» багажником и от нее решительно ничем внутри не отличается. То же самое про посадку водителя: например, чтобы ехать в пробке с ногой на тормозе, нужно держать пятку постоянно на весу, колено в это время упирается в руль, посадка ужасно неудобная, диапазона продольной регулировки кресла и наклона спинки явно не хватает.
Кстати, как показывают различные антропометрические исследования последних лет, десятилетие за десятилетием рост среднестатистического человека потихоньку увеличивается, дети становятся выше своих родителей. Я, например, вымахал примерно до 184 см и в вузе считался высоким парнем, но спустя 20 лет в метро, например, рядом со многими 20-летними юношами уже чувствую себя низкорослым. «Буханку» пора бы прекращать выпускать лишь потому, что поколение Z и, тем более, «Альфа» уже попросту не сможет сидеть за рулем этого автомобиля: их колени окончательно упрутся в руль и навсегда застрянут в передней панели, ведь продольную регулировку водительского кресла в УАЗ-4532 никак увеличить нельзя — позади вздымается предательская железная перегородка.
«Оранжевое настрое-е-е-е-енье!»
Что приготовили для УАЗ СГР «Экспедиция» его создатели? Эта версия появилась вслед за аналогичными Hunter и Patriot. Такие «Буханки» отличаются ярко-оранжевым цветом кузова. Есть еще и болотный окрас, но позвольте, это совсем не то: обыденно и скучно. Помните «Чайф»? Вот лучше и не споешь, так что цвет — только оранжевый.
Первым в глаза бросается металлический багажник на крыше. Он невероятно огромен, прочный настолько, что по нему можно спокойно ходить, а еще я даже ловил с него рыбу в одном болотистом месте, куда автомобиль проехал, а ногами идти было крайне сложно.
К багажнику ведет металлическая лестница, которая крепится к нему же при помощи гидроупоров. Все бы ничего, но ее придется поднимать вверх каждый раз, когда необходимо влезать в багажное отделение. Крепится она при помощи резиновой петли к кузову.
Сзади установлен силовой бампер, который приварен к раме. На нем — массивное крепление запасного колеса, которое также придется открывать, чтобы попасть в багажник. В бампере установлен съемный фаркоп, что удобно (его можно снять на бездорожье) и практично.
А вот шины BFGoodrich All-Terrain размерностью 225/75 R16 — это прям настоящая роскошь для «Буханки». Конечно, могли бы поставить и Mud-Terrain, учитывая все эти обвесы и внедорожные способности, но в УАЗ предпочли не жестить с резиной.
От грязи и камней кузов защищают пластиковые подкрылки, а под днищем установлена мощная защита, которая буквально закрывает собой все дорогостоящие элементы трансмиссии и двигателя. Может показаться, что она висит низко и влияет на проходимость «Буханки», но на самом деле это не так: если под машиной будет ровная поверхность, а колеса слишком глубоко засядут в колею, то, как и на других УАЗ-452, вы в первую очередь начнете скрести глину картером главной передачи переднего моста. Это прекрасно видно по характерному следу, который оставляет за собой автомобиль.
Передний бампер с кенгуринами также приварен к раме и выглядит мощно и надежно. К нему крепится и главное достоинство экспедиционной «Буханки» — лебедка redBTR. Нет, это не стёб, она действительно так называется и способна выдержать усилие до 4,3 тонны. Что это означает на практике? Смотрите: масса базовой пятиместной версии УАЗ-452 с «глухим» багажником составляет 2 830 кг. Железяки, навешанные на версию «Экспедиция», потянут еще минимум на 200 с лишним килограммов (точный вес производителем не указан), то есть снаряженная масса модели составит более трех тонн. Достаточно ли такой лебедки для советского фургончика?
Вот и идея для нового видео какому-нибудь хайповому блогеру: зацепите крюк лебедки УАЗ «Экспедиции» к подъемному крану и попробуйте поднять ее в воздух. Так можно будет проверить, надежно ли закреплены сама лебедка к бамперу, а бампер к раме, насколько прочен стальной трос, ну, и лайков с просмотрами в случае «эпик-фейла» соберете не одну сотню тысяч.
Но если применять лебедку по назначению, то расчет будет немного иной. Тяговое усилие (ТУ) лебедки — это масса автомобиля (М), помноженная на величину трения (ВТ) плюс величина подъема (ВП): ТУ=Мх (ВТ+ВП). Скажем, если автомобиль стоит на ровной асфальтированной дороге, то для того, чтобы стронуть «Буханку» с места, необходимо три тонны умножить примерно на 0,15. Необходимое тяговое усилие составит всего 450 кг.
Но что, если машина застряла в болоте? Тогда ВТ будет равняться примерно 0,52, а угол наклона будет равен 30%, то есть величина подъема составит примерно 0,3. Получаем уравнение: ТУ=3000х (0,52+0,3)= 2 460 тонны. Даже если взять уклон в 70% (0,58), то тяговое усилие составит лишь 3 300, то есть лебедки УАЗ «Экспедиция» должно хватить для любых ситуаций, которые только себе можно представить? Почти.
Приведенные выше формулы — это идеальные условия, но при расчете тягового усилия лебедки также учитывается нагрузка на электродвигатель: если он будет работать на 100%, то очень скоро сгорит, поэтому необходимо оставить некоторый запас, который обычно равен половине тягового усилия. Также нужно учитывать усилие барабана, которое будет максимальным на полностью смотанной лебедке и минимальным на вытянутом до самого конца тросе. То есть дерево, за которое необходимо зацепиться, лучше искать как можно ближе к машине, так как разница в тяге может составить до 50%!
Короче, дело это тонкое: скорее всего, висящую на подъемном кране «Буханку» лебедка выдержит, а вот на бездорожье надо быть аккуратней. Впрочем, я не мог не отправиться на ней на самую непроходимую дорогу неподалеку от моей дачи, где обычно резвятся владельцы квадроциклов (и многие там не справляются), и не пройти ее.
Буханка села на брюхо буквально в первые же 100 метров, далее идти не было никакого смысла, поэтому машину пришлось сначала протянуть вперед на лебедке, потом развернуть, снова посадить в болото и опять вытянуть из него лебедкой. Эксперименты стоили нам утопленного смартфона и чистой одежды, но «Буханка» не пострадала. Лебедка уверенно тянула машину, даже когда колеса последней беспомощно вращались, размешивая болотную воду, а могучий мост упирался в твердую глину.
Ну и главное, скажете вы, зачем брать эту «Экспедицию», если все можно установить самому и за меньшие деньги и более именитых брендов? А вот и не сможете: все дополнительные элементы спецверсии требуют обязательной сертификации, а тут УАЗ уже все сам сертифицировал. Не спрашивайте как. Установи все то же самое самостоятельно, возможно, сертификацию пройти бы не получилось, но завод все сделал за вас. Разве это не здорово?