Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Украинские автобусы

Александр Говоруха.

Сегодня корпорация «Эталон» занимает второе место по производству автобусов на Украине. Оборотной стороной этой медали является очень малый выпуск, находящийся за пределами рентабельности. Из 891 автобуса, произведённых в 2018 году на Украине, только 188 приходится на машины этого предриятия.

Бориспольский автозавод, входящий в состав корпорации «Эталон» был создан на базе ранее существовавшего предприятия «УкрВолгаТехсервис», собиравшего легковые и грузовые автомобили ГАЗ. Сам завод расположен возле пгт. Пролиски, что на полпути от Киева к Борисполю.

В 2002 г. предприятие начало сотрудничество с индийской автомобилестроительной компанией Tata Motors, и производственные мощности завода были перепрофилированы под лицензионную сборку среднетоннажных грузовиков Tata для украинского рынка. В мае 2002 г. на международном автосалоне «SIA-2002» завод представил новый автобус. Разработкой БАЗ А079 на шасси Tata LPT-613/38 из комплектующих индийского и украинского производства занимался НИИ ОАО (ВАТ) «Укравтобуспром», который впоследствии и передал документацию НТЦ «Эталон». Осенью того года началось серийное производство автобусов А079, цена которых составляла $23 тыс. В 2003 году модельный ряд автобусов корпорации значительно расширился и завод начал активно продвигать свою продукцию на рынке России, участвуя в московских автосалонах.

Начиная с 2004 года, в структуру корпорации вошёл Черниговский автозавод. Кроме широко известных автобусов «Эталон», были созданы и опытные образцы автобусов, известные лишь узкому кругу специалистов. Многие из опытных машин засветились лишь однажды, став участниками международных автовыставок.

Опытный образец [b]автобуса А079, получивший название «Эталон» (укр. «Еталон»)[/b] спроектирован ВАТ «Укравтобуспром». Впервые был представлен на международном автосалоне «SIA-2002». Автобус базировался на индийском шасси Tata LPT-613/38. Двигатель, ходовую часть, «оптику» и часть передней маски для этого автобуса были предоставлены индийской стороной

Опытный образец автобуса А079, получивший название «Эталон» (укр. «Еталон») спроектирован ВАТ «Укравтобуспром». Впервые был представлен на международном автосалоне «SIA-2002». Автобус базировался на индийском шасси Tata LPT-613/38. Двигатель, ходовую часть, «оптику» и часть передней маски для этого автобуса были предоставлены индийской стороной

[b]Микроавтобус БАЗ-2215 «Дельфин»[/b], разработанный на базе «ГАЗели» ГАЗ-3302 ещё в середине 1990–х НТЦ «Автополипром Ltd», несколько месяцев в конце 2003 года выпускался на Бориспольском автозаводе, а в 2004 году его производство было перенесено в Чернигов

Микроавтобус БАЗ-2215 «Дельфин», разработанный на базе «ГАЗели» ГАЗ-3302 ещё в середине 1990–х НТЦ «Автополипром Ltd», несколько месяцев в конце 2003 года выпускался на Бориспольском автозаводе, а в 2004 году его производство было перенесено в Чернигов

[b]Городской автобус малого класса БАЗ-3201 «Подснежник»[/b] впервые был представлен в 2003 году. Из новшеств того времени стоит отметить зад­нее размещение силового агрегата. Большие сдвоенные двери пассажирского салона размещались в пределах колёсной базы. Общая пассажировместимость составляла 35 человек

Городской автобус малого класса БАЗ-3201 «Подснежник» впервые был представлен в 2003 году. Из новшеств того времени стоит отметить зад­нее размещение силового агрегата. Большие сдвоенные двери пассажирского салона размещались в пределах колёсной базы. Общая пассажировместимость составляла 35 человек

Новинка 2004 года [b]автобус БАЗ-А411 «Роксолана»[/b] относится уже к городским автобусам среднего класса. Длина машины – 9000 мм. В салоне, рассчитанном на перевозку 70 человек, предусмотрено 20 пассажирских кресел. Моторный отсек предназначен под установку разных вариантов двигателя, но на этом образце смонтирован двигатель Tata 697. Подвеска всех колёс пневматическая

Новинка 2004 года автобус БАЗ-А411 «Роксолана» относится уже к городским автобусам среднего класса. Длина машины – 9000 мм. В салоне, рассчитанном на перевозку 70 человек, предусмотрено 20 пассажирских кресел. Моторный отсек предназначен под установку разных вариантов двигателя, но на этом образце смонтирован двигатель Tata 697. Подвеска всех колёс пневматическая

[b]Малогабапритное автомобильное шасси технологического назначения БАЗ-3340 «Терен»[/b] впервые было показано на выставке «SIA-2003» в мае, а в августе уже на московском МИМС-2003. Машина с установленным кузовом для распределения твёрдых противогололёдных реагентов или песка была адресована коммунальным и парковым хозяйствам, но так и не заинтересовала никого из потенциальных покупателей

Малогабапритное автомобильное шасси технологического назначения БАЗ-3340 «Терен» впервые было показано на выставке «SIA-2003» в мае, а в августе уже на московском МИМС-2003. Машина с установленным кузовом для распределения твёрдых противогололёдных реагентов или песка была адресована коммунальным и парковым хозяйствам, но так и не заинтересовала никого из потенциальных покупателей

На автосалоне «Автобус-2004» был представлен [b]БАЗ-3202 «Подснежник»[/b]. По сравнению с первым опытным образцом ширина машины уменьшена с 2200 до 2100 мм, что благотворно отразилось на её экстерьере. Автобус получил две одностворчатые двери в средней части кузова

На автосалоне «Автобус-2004» был представлен БАЗ-3202 «Подснежник». По сравнению с первым опытным образцом ширина машины уменьшена с 2200 до 2100 мм, что благотворно отразилось на её экстерьере. Автобус получил две одностворчатые двери в средней части кузова

[b]Городской автобус малого класса БАЗ-3240[/b] в исполнении маршрутного такси был изготовлен весной 2003 года по документации НТЦ «Автополипром Ltd». Маршрутка базировалась на агрегатах IVECO и получила собственное имя «Мустанг». Салон опытного образца был рассчитан на 30 пассажиров

Городской автобус малого класса БАЗ-3240 в исполнении маршрутного такси был изготовлен весной 2003 года по документации НТЦ «Автополипром Ltd». Маршрутка базировалась на агрегатах IVECO и получила собственное имя «Мустанг». Салон опытного образца был рассчитан на 30 пассажиров

[b]Туристский автобус малого класса БАЗ-3203 «Эдельвейс»[/b] был впервые показан на московском МИМС-2003 и только в 2004 году на Украине. Машина имела несущий кузов и заднее размещение 5,7-литрового дизеля Tata 697. В салоне размещалось 18 комфортабельных пассажирских кресел

Туристский автобус малого класса БАЗ-3203 «Эдельвейс» был впервые показан на московском МИМС-2003 и только в 2004 году на Украине. Машина имела несущий кузов и заднее размещение 5,7-литрового дизеля Tata 697. В салоне размещалось 18 комфортабельных пассажирских кресел

В 2005-м был представлен [b]автобус малого класса БАЗ-А212[/b], получивший собственное имя «Славутич». Салон машины вмещал 37 мест (посадочных – 15). А212 имел несущий кузов. Мосты и дизель ММЗ Д-245 мощностью 136 л.с. позаимствованы от трёхтонки ЗИЛ-5301 «Бычок». Подвеска колёс оригинальная, пневматическая, с возможностью опускания кузова на остановках

В 2005-м был представлен автобус малого класса БАЗ-А212, получивший собственное имя «Славутич». Салон машины вмещал 37 мест (посадочных – 15). А212 имел несущий кузов. Мосты и дизель ММЗ Д-245 мощностью 136 л.с. позаимствованы от трёхтонки ЗИЛ-5301 «Бычок». Подвеска колёс оригинальная, пневматическая, с возможностью опускания кузова на остановках

Городской 10-метровый [b]автобус среднего класса БАЗ-А412[/b] был показан на международном автосалоне TIR-2006. Он имел цельнометаллический кузов вагонной компоновки, интегрированный с шасси FAW 6102D92-1. Салон вмещал 79 человек (23 места для сидения). Двери автобуса с пневматическим приводом размещались согласно схеме 1+2+1. От базового шасси машина унаследовала переднюю и заднюю зависимые рессорные подвески с телескопическими амортизаторами

Городской 10-метровый автобус среднего класса БАЗ-А412 был показан на международном автосалоне TIR-2006. Он имел цельнометаллический кузов вагонной компоновки, интегрированный с шасси FAW 6102D92-1. Салон вмещал 79 человек (23 места для сидения). Двери автобуса с пневматическим приводом размещались согласно схеме 1+2+1. От базового шасси машина унаследовала переднюю и заднюю зависимые рессорные подвески с телескопическими амортизаторами

[b]Пригородный автобус малого класса БАЗ-А053.02 «Эталон»[/b] был представлен в 2006 году. По сути, это укороченный более чем на метр привычный БАЗ-А079 «Эталон». Его длину уменьшили с 7150 до 6030 мм, а ширину – с 2240 до 2100 мм. В салоне предусмотрено 17–18 мест для сидения, общая пассажировместимость – 22 человека. На машину устанавливался дизельный двигатель Tata меньшей мощности – 90 л.с. вместо 130

Пригородный автобус малого класса БАЗ-А053.02 «Эталон» был представлен в 2006 году. По сути, это укороченный более чем на метр привычный БАЗ-А079 «Эталон». Его длину уменьшили с 7150 до 6030 мм, а ширину – с 2240 до 2100 мм. В салоне предусмотрено 17–18 мест для сидения, общая пассажировместимость – 22 человека. На машину устанавливался дизельный двигатель Tata меньшей мощности – 90 л.с. вместо 130

[b]Штабной автобус изготовлен в 2007 году на базе модели туристского автобуса А079[/b]. Его изюминка в салоне, который разделён на две зоны. В первой, что ближе к водителю, расположено 8 пассажирских сидений. Вторая зона оборудована всем необходимым с целью создания максимального комфорта в пути: мягким диваном, большим столом, газовой плитой, умывальником, душевой кабиной, холодильником, двумя видеосистемами, кондиционером. Зоны автобуса в случае необходимости разделяются дверью-купе, в каждую из зон есть отдельный вход

Штабной автобус изготовлен в 2007 году на базе модели туристского автобуса А079. Его изюминка в салоне, который разделён на две зоны. В первой, что ближе к водителю, расположено 8 пассажирских сидений. Вторая зона оборудована всем необходимым с целью создания максимального комфорта в пути: мягким диваном, большим столом, газовой плитой, умывальником, душевой кабиной, холодильником, двумя видеосистемами, кондиционером. Зоны автобуса в случае необходимости разделяются дверью-купе, в каждую из зон есть отдельный вход.

В 2006 году на киевском автосалоне был представлен [b]городской автобус ЧАЗ-А074[/b], собранный на китайских агрегатах. Кузов рамной конструкции вмещал 41 пассажира (19 мест для сидения). Автобус был спроектирован с целью создания дешёвой городской машины, доступной небогатым перевозчикам. Дизельный двигатель здесь FAW CA4D32 мощностью 119 л.с. потреблял до 16,5 л топлива на 100 км пути

В 2006 году на киевском автосалоне был представлен городской автобус ЧАЗ-А074, собранный на китайских агрегатах. Кузов рамной конструкции вмещал 41 пассажира (19 мест для сидения). Автобус был спроектирован с целью создания дешёвой городской машины, доступной небогатым перевозчикам. Дизельный двигатель здесь FAW CA4D32 мощностью 119 л.с. потреблял до 16,5 л топлива на 100 км пути

На Киевской международной выставке TIR-2010 впервые был представлен [b]городской автобус I класса БАЗ-А081 «Василёк»[/b] длиной 7,7 м. Для прохода в салон автобуса предусмотрены две двери – двухстворчатая в средней части и одностворчатая в задней части. В салоне размещалось всего 15 сидений, при этом автобус мог перевозить до 55 пассажиров. В качестве силового агрегата использовался японский 160-сильный турбодизель Hino HA6DTI3N-BS-Ш

На Киевской международной выставке TIR-2010 впервые был представлен городской автобус I класса БАЗ-А081 «Василёк» длиной 7,7 м. Для прохода в салон автобуса предусмотрены две двери – двухстворчатая в средней части и одностворчатая в задней части. В салоне размещалось всего 15 сидений, при этом автобус мог перевозить до 55 пассажиров. В качестве силового агрегата использовался японский 160-сильный турбодизель Hino HA6DTI3N-BS-Ш