В СССР долго готовились к проведению олимпийских игр. Осталось много прекрасных воспоминаний и впечатлений. Особого внимания удостоились автомобили, которые были специально созданы для Олимпиады-80.
«Волга» и «Рафики» — 24-е
Эти машины использовали для сопровождения олимпийского факела. Верх автомобилей выкрасили в золотой, а низ – белый цвет. Власти Москвы специально установили уникальные номера версии ОЛМ.
Машины полностью переоборудовали для медленной езды: поставили радиаторы увеличенного размера, замедлили педаль газа. У некоторых моделей даже были мигалки, как у машин милиции.
РАФ-2907 также преобразовали, полностью поменяли планировку в салоне. Предназначение автомобиля – это перевозка резервных факелов, если возникнут непредвиденные обстоятельства. В Латвии сохранилось около 5 автомобилей.
Автобусы для Олимпиады-80
Мероприятие обслуживало около 5500 автобусов. Чаще всего на дорогах Москвы встречались ЛАЗы и «Икарусы». Автобусы запомнились туристам ухоженностью и порядком внутри салона. ЛАЗ-699Р специально выкрасили в зелено-белый оттенок. Модель рассчитана для 41 пассажира, внутри установили бензиновый двигатель производительностью 180 л. с.
ЛАЗ-52551 специально выпустили для олимпийских игр. Первую версию презентовали в 1978 г. Внешне автобус выглядел нарядно. В салоне кресла установили так, чтобы у пассажиров был широкий обзор для наблюдения за играми.
Были и автобусы, которые сделали на Павловском заводе. На машинах устанавливали олимпийскую символику. Модель называлась ПАЗ-672УМ. Внутри был интересный дизайн и комфортабельный салон. Поручни для удобства сделали мягкими. Была и другая версия с полным приводом и двумя отдельными дверями для пассажиров.
Также выпустили и вариант для медиков. В салоне была целая лаборатория, и установили современное оборудование.
ЗИЛ-133Г1
Это гордость советского автопрома для Олимпиады-80. Автомобиль предназначался для перевозки лошадей. Установили машину на трехосное шасси от ЗИЛ-133 Г1. Фургон разрабатывали в Чувашии, сделали на Шумерлинском заводе.
Внутри помещалось 5 лошадей, дополнительно перевозили 450 кг багажа. В середине фургона был специальный отсек с двумя спальными местами. Такую модель впервые выпустили в СССР.
РАФ-2203 и РАФ-2907
Многие автомобили для олимпийских игр были выпущены на Рижской Автобусной Фабрике. Инженеры придумали много модификаций модели РАФ-2203. Спортивный комитет обслуживала версия 2908 с уникальной планировкой внутри.
Было сделано несколько моделей специально для судей. Одна из версий – это РАФ-2911, автобус с распашными дверцами сзади. В салоне для судей специально установили столик. На крышу вмонтировали электронное табло. Часто с этим оборудованием у судей возникали проблемы.
Была версия 2910, которая представляла собой электроавтомобиль. Батареи устанавливали сзади машины. Мощность машины – 14 л. с., ТС развивало скорость – 40 км/ч. Шесть моделей сопровождали бегунов и спортсменов на маршруте спортивной ходьбы.
Для Олимпиады-80 создали и автомобили для медиков. Также были машины для сопровождения велосипедных гонок. Сзади на кузов крепились велосипеды.
В Риге создали еще один уникальный транспорт – это автопоезд. Использовали автомобиль для перевозки спортсменов по олимпийской деревне. Такие модели делали уже в 1960-х годах. Автопоезда катали детей по ВДНХ.