«Пазик». Что может быть привычнее этого неброского автобуса из глубинки, казалось бы. Кто-то еще помнит те, «круглые», 672-е, оранжевого цвета, долго бегавшие по бескрайним просёлочным дорогам, но мало кто знает, что Павловский автозавод был буквально в шаге от выпуска автобуса, который получил всемирную известность наряду с лучшими европейскими марками.
Это был туристический автобус класса люкс, созданный в марте 1969 года. Он сильно отличался от своих собратьев. В задней части автобуса размещен карбюраторный двигатель ЗИЛ-130, мощностью 150 л.с., от него же была и 5- ступенчатая коробка передач.
Кузов автобуса имел большую площадь остекления, и смотрелся очень органично. При длине 8.5 метров он имел высоту 2.8 метра, что придавало ему визуальную лёгкость и стремительность. Над дизайном работал Марк Демидовцев, этот проект принес ему награду на выставке в Ницце.
Впоследствии Демидовцев возглавит дизайнерский отдел ВАЗа, но в своих воспоминаниях Марк Васильевич неоднократно называл «ПАЗ-Турист Люкс» лучшим своим проектом за всю жизнь.
По уровню комфорта «ПАЗ-Турист» ничем не уступал аналогичным автобусам западных марок. В салоне 24 кресла для пассажиров, поворотное кресло гида или стюардессы, оборудованное микрофоном, комфортное кресло водителя.
Центральная часть пола для удобства прохода пассажиров занижена, оборудование салона включало в себя освещение лампами дневного света, магнитофон, радио.
За пассажирским отсеком имелось небольшое помещение с гардеробом, умывальником с возможностью подключения электробритвы на 110 вольт, и даже мини-баром, а за этим отсеком был багажный.
Шума от работы мотора в салоне практически не было слышно. Есть мнение, что салон этого «Пазика» был самым тихим из всех советских автобусов, в этом плане он был сравним с салоном «Волги», ГАЗ-24, выпуск которой в то время только начался.
В апреле 1969 года «ПАЗ-Турист» проходит испытания в НАМИ, после чего начинается его путешествие из Москвы в Ниццу через Венгрию, Венецию, Милан…
На майской выставке автобусов во Франции, люксовый «Пазик» заслуженно оценен по достоинству. Из Ниццы он привез «Золотую Нику», дипломы «За техническое совершенство», награды конструктору и дизайнеру проекта, и вазу работы Севрской фарфоровой мануфактуры, с автографом Шарля де Голля.
В ходе весенне-летнего турне выявился серьёзный недостаток. Большая площадь остекления панорамными стёклами, заходившими на крышу, давала прекрасную обзорность, но обратной стороной медали была жара в салоне, без препятствий прогреваемом солнечными лучами, а вентиляция была недостаточной. Проблема усиливалась во время стоянок.
В 1970 году автобус претерпел ряд изменений, салон оборудовали кондиционером, причем это был агрегат из авиации, адаптированный для этого автобуса. Ветровое стекло сделали цельным, немного изменился дизайн кормовой части и название, вернее — простой индекс «ПАЗ-8,5Т».
Обновленный вариант планировали отправить на международную выставку в Монако, в 1971 году, но в процессе подготовки, скорее всего, из-за бюрократических проблем, решение отменили и на эту выставку он не поехал…
Развитие проекта, впрочем, не прекратилось, и в 71-м увидела свет очередная модификация автобуса с индексом «3202Т».
Изменения коснулись дизайна в целом, а задней части – в особенности. Исчезла задняя дверь по левому борту. С правой стороны она осталась, но убрали стекло. Зато в задней части появилось большое окно в багажном отсеке, сменилась окраска. На крыше добавили еще один люк.
К сожалению, несмотря на все награды, на всю проделанную работу, и на то, что машина практически готова была к началу производства, в серию она так и не пошла. Дальнейшая судьба опытных образцов неизвестна.
«ПАЗ-8,5Т» 1970 года долгое время находился в призрачном состоянии на территории завода. О том, где он сейчас, и какова судьба «Туриста» и «3202Т» точных данных найти не удалось.
Этот проект – еще наглядное подтверждение тому, что наши инженеры и дизайнеры разрабатывали технику, по своему уровню ничем не уступавшую мировым тенденциям того времени. Ну а то, что в производство она не попадала, в отличие от аналогичных западных разработок, это уже проблема более высокого уровня, на которую инженеры, увы, повлиять не могли.
Ваш комментарий будет первым