Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Газель-кемпер «Мотохата»

За окном — осенний дождь, а, казалось бы, только вчера стояли жаркие дни! Итак… …Живописный берег, гладь воды, синее-синее небо и зеленая трава. Экспертная группа Авторевю принимает солнечные ванны на крыше автомобиля с номерами АР—ТЕСТ и умиротворенно созерцает проплывающий мимо теплоход… Идут испытания. На этот раз мы испытывали «дом на колесах» — кемпер на базе Газели, разработанный столичной фирмой Мотохата и построенный фирмой Вика при Курганском автобусном заводе.

КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ: ГРУЗИМ БУТЕРБРОДЫ

Нашей основной задачей на этот раз была оценка степени комфорта, с которой можно «оттянуться» на природе, имея в распоряжении подобный мобильный дом. Метод испытаний, выбранный нами, был давно апробирован — пикник на берегу водоема…

Радость столь ответственной и напряженной работы омрачила лишь закостенелая привычка испытателей — везде влезать со своей измерительной аппаратурой. Конечно, с носителем жилого модуля, «полуторкой» Газель, мы были прекрасно знакомы и не надеялись получить принципиально новые результаты, но все же… Поэтому мы подключили к топливной системе машины электронный топливомер: чем черт не шутит, вдруг узнаем что-нибудь новенькое?

На следующее утро холодильник машины загрузили изрядной долей бутербродов и «шипучки», в специальный бак залили 95 литров питьевой воды, и мы отправились по традиционному маршруту: 70км по городу, около 190 км — по шоссе. Но при этом сделали маленький крюк — а именно, заехали на берег канала Москва—Волга…

А пока Газель-Мотохата колесит по улицам Москвы, расскажем, что это за автомобиль и для чего он предназначен.

ЧТО ТАКОЕ МОТОХАТА?

У многих еще бытует мнение, что кемпер — это всего лишь ящик с кроватями, установленный на шасси небольшого грузовичка. Это неудивительно: до недавних пор подобных автомобилей в нашей стране не было (если, конечно, не считать самоделки и единичные образцы, привезенные из-за границы).

В отличие от нашей страны за рубежом «кемперный» туризм развит великолепно. Только в Германии существует несколько десятков фирм, которые строят подобные «хаты»! Причем это мобильные дома в полном смысле слова: они обладают всем необходимым для более-менее автономного существования. Наивно было бы думать, что столь сложные сооружения дешевы. Конечно же, нет. Кто же покупает кемперы?

Оказывается, практически никто: эти машины в основном берут в аренду. Провел отпуск на колесах — и отдал автомобиль обратно на фирму. Логичный вопрос: неужели в нашей стране тоже можно арендовать кемпер? Пока, увы, нет. Но рано или поздно это время придет; к тому же, не исключено, есть люди и организации, уже сегодня способные купить подобный «дом на колесах»…

Поэтому российско-швейцарская фирма Мотохата решила «начать с нуля» и выйти на российский рынок со своей оригинальной моделью. Ставка изначально делалась на отечественное шасси и зарубежное оборудование. Поясним, почему. Во-первых, путешественник, сломавшийся где-нибудь в Тмутаракани, имеет сто шансов против одного, что запчасти к Газели найдутся, — a Ford или Volkswagen придется долго и печально тащить на буксире до ближайшего крупного города… Зарубежная оснастка (плита, туалет и т. д.) тоже была выбрана неспроста:



Он был первым!

Этот рисунок был опубликован в февральском номере журнала «Техника — молодежи» за 1972 год… Никак, автомобиль построен на базе полноприводного «уазика»? Без сомнения, «мобильный дом» Safari, который построила итальянская фирма Area, — самый первый фирменный кемпер на отечественном шасси!

Сегодня, спустя четверть века после постройки, кемпер выглядит вполне современно (да и УАЗ, кстати, не сильно изменился…). Здесь в жилом модуле могли спать три человека, а альков над кабиной служил багажной полкой. Водяных бака — два: 20-литровый («технический») рядом с туалетом и 80-литровый («питьевой») под полом. Такой запас питьевой воды был предусмотрен не случайно: на Safari итальянцы прошли 30 тысяч километров по Африке!

1. Кухня; 2. Холодильник; 3. Туалет и душ; 4. Шкаф для одежды; 5. Водяной бак; 6. Люк; 7. Диван-кровать; 8. Стол; 9. Книжный шкаф (не показан); 10. Багажное отделение

заднего вида немного удлинили, да на вентилятор двигателя во избежание перегрева поставили «газовский» диффузор нового образца (дело в том, что мы испытывали первый образец Мотохаты, построенный больше года назад). Плюс к тому — 80-литровый топливный бак вместо стандартного, это связано с особенностями компоновки.

Кузов Мотохаты построен по типичной «автобусной» технологии: трубы квадратного сечения очень аккуратно обшиты дюралюминием. Изоляция кузова — 40-миллиметровый пенопласт; внутренние панели оклеены «самолетной» моющейся пленкой. Несмотря на то, что кузов и кабина соединены проходом, кузов закреплен на раме отдельно; альков, нависающий над крышей кабины, не лежит на ней, как кажется на первый взгляд, а укреплен на продольных консолях кузова.

Маленькая деталь: по словам главного конструктора Вики Владимира Колотыгина, отклонение по месту установки кабины Газели при заводской сборке достигает 10 мм (!) — поэтому кузов ставили на раму трижды, подгоняя посадочные размеры. А «воронку» — декоративное соединение алькова с крышей кабины — приходится подгонять на каждую Газель индивидуально…

Сам кузов, по данным Вики, весит 460 кг, а полная масса с оборудованием, заправленными баками и четырьмя седоками на борту — 3200 кг: еще остается некоторый запас до номинальной грузоподъемности 3500 кг.

Что касается «начинки», то в Мотохату закладывалась максимально возможная автономность, не столь актуальная для западноевропейских кемперов. Но эргономические стандарты остались европейскими: без этого не добиться комфорта и безопасности.

Мотохата уже оснащала Уралы и ГАЗ-66 для путешествий иностранцев по Горному Алтаю, и потому прекрасно знает, что, скажем, туалет Thetford существенно отличается по надежности от «самолетного» туалета ИЛ.

Итак, инициатором и автором проекта выступила Мотохата. Экстерьер и интерьер спроектировал дизайнер Михаил Блох, а исполнителем заказа стала фирма Вика при КАвЗе.

НЕМНОГО О КОНСТРУКЦИИ

Шасси практически не подверглось изменениям;

Справа по ходу машины — кухонный блок, слева — «купе»

Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю*

Условия испытаний:

Пробег перед началом теста 11700 км

Загрузка 4 человека

Температура воздуха +20° С, без осадков Протяженность городского маршрута 70 км

Протяженность магистрального маршрута 187 км

» Испытания проводились с помощью профессионального измерительного комплекса НАМИ

При желании «купе» трансформируется в еще одну кровать

  

Здесь объединены приборы и выключатели электросистемы салона, датчик уровня воды в баках, управление насосом и т. д.

Пульт управления и таймер отопителя

Холодильник Electrolux (объем холодильного отделения — 92 л, морозильного —12 л)

Гардероб. Есть даже вешалки«плечики»

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…

«Помнишь, мы испытывали Газель с груженым изотермическим фургоном? — спросил один из нас, проехав на Мотохате с полчаса. — Здесь — те же самые ощущения. Никакой разницы, даже обидно!»

Так и есть: устойчивость, разгонная и тормозная динамика остались типично «газелевскими» (как, впрочем, и знакомые мелочи наподобие дергающейся стрелки тогшивомера).

Самая обычная кухня: газовая плита, мойка с холодной и горячей водой, стол…

..и мусорное ведро

Мы попробовали повысить центр тяжести путем загрузки одного эксперта в кровать над кабиной… Изменения в управляемости и устойчивости мы не заметили — а на предложение спуститься вниз и заняться делом коллега пустился в пространные рассуждения о достоинствах отдыха на верхнем ярусе, явно не желая слезать оттуда.

Но мы бы не советовали будущим путешественникам спать наверху во время движения: в случае экстренного торможения или аварии здесь больше вероятность пострадать.

Принимая во внимание мягкую подвеску Газели, заметим, что в салоне тряски и вибраций еще меньше, чем в кабине. Словом, в «ездовом» плане — Газель как Газель, без особых отклонений.

Отметили мы и то, что все элементы жилого модуля хорошо подогнаны — поэтому при езде они ведут себя «спокойно», не создавая лишнего шума.

ПРИЕХАЛИ! ПОШЛИ КУПАТЬСЯ?

Владельцы и пассажиры Жигулей, припаркованных под деревьями на берегу канала, смотрели на Мотохату с нескрываемым удивлением: экое, мол, чудо приехало! Девушки, которых мы пригласили зайти в наш домик и оценить его прелесть, явно испугались — зато великовозрастные тети, справлявшие на берегу чей-то день рождения, радостной толпой повалили в вагончик, охая и восхищаясь… Да, посмотреть там есть на что!

Во-первых, «купе»: два дивана и стол. Этот стол переворачивается и превращается в широкую лежанку (еще одна двуспальная кровать, как мы упоминали, расположена в алькове — над кабиной).

Во-вторых, шкафы и шкафчики, включая гардероб. Один из нас принялся их считать: 16 закрывающихся емкостей, не учитывая холодильник.

В-третьих, кухонный блок: длинный стол из «нержавейки», плита с двумя конфорками, мойка с холодной и горячей водой. Прямо как в квартире…

Мыться под душем можно и снаружи…

Туалетная бумага хранится в специальном гнезде. Чуть ниже унитаза — индикатор заполнения бака

           

Чисто, аккуратно и никакого запаха: так вынимают бачок туалета

В-четвертых, блок сантехники: умывальник, душ и биотуалет. Сильно, ничего не скажешь!

КАК ЭТО УСТРОЕНО?

Вдоволь накупавшись, помывшись под душем и устроив обед, мы решили перейти к изучению кемпера. Конечно, можно было бы упомянуть о некоторых мелких недоработках (например, пленка, которой оклеен салон, кое-где пошла пузырями, а пол душа имеет слишком малый уклон — из-за этого вода подолгу стоит там). Но не будем забывать, что это все же первый экземпляр…

Начнем с салона. Поскольку жилой модуль требует немалых энергетических затрат, сюда установили дополнительный аккумулятор емкостью 105 А ч. Есть и наружный разъем, к которому можно подключать сеть 220 В.

Отопление — газовое, германской фирмы Truma. Его работу можно программировать с помощью пульта: например, во время сна система поддерживает температуру + 10°С, встаешь — в машине уже +18°С, ушел гулять — на борту +5°С, а к возвращению Trumatic вновь поднимает температуру до + 18°С. Кстати, все баки машины тоже подогреваются.

На газе работает и двухконфорочная плита. Газ поджигается с помощью пьезоэлемента (никаких спичек!), а при внезапном срыве пламени пьезоэлемент, охлаждаясь, через 4—5 секунд перекрывает подачу газа. Ну-ка, проверим! Мы задули пламя — и точно, через несколько секунд шипение газа прекратилось.

Даже холодильник здесь работает в электрогазовом режиме! (Впрочем, питание возможно и от сети 12 или 220 В.)

Сами газовые баллоны мы обнаружили за дверцей с правой стороны кузова. Это две стандартные емкости, где редуктор может переставляться с одного баллона на другой. По словам разработчиков, «степень автономности по газу» — 10 дней зимой.

С левой стороны машины, за таким же люком, — устройство, которое мы, признаться, видели впервые. Берем за ручку, вынимаем… Ни за что не скажешь, что это — всего лишь бачок туалета! В самом туалете, рядом с унитазом, есть индикатор: как только бачок наполняется, зеленый сектор в окошечке сменяется красным. Достаточно открыть крышечку и слить жидкость в канализацию — причем из бачка потечет не зловоние, а нечто более пристойное. Дело в том, что в бачок изначально заливается 200 г специальной жидкости, разлагающей отходы (баночки с этой жидкостью стоят здесь же, в нише). При экипаже из четырех человек бачок надо опорожнять, заливая новую порцию жидкости, раз в 4—5 дней.

1. Отсек для двух газовых баллонов; 2. Крышка водяного бака; 3. Отверстия для забора воздуха и выброса отработавших газов водяного бойлера и электрогазовой системы холодильника

Что это там течет? Ничего особенного: мы сливаем использованную воду из бака

От разъема 220 В подзаряжаются аккумуляторы и может работать холодильник

Чистая вода, как мы уже упоминали, хранится в 95литровом пластиковом баке, а использованная сливается в 90-литровый бак, расположенный в «корме». Опорожнять его просто: достаточно открыть слив под кузовом.

* * *

Чем закончилась вся эта история? Вернувшись в Москву, мы уселись с таблицей данных и калькулятором, чтобы подсчитать, каковы будут траты будущих путешественников на топливо (напомним, что на нашей машине стоял стандартный мотор ЗМЗ-402, работающий на «девяносто втором» бензине). Ничего ужасного мы не обнаружили: расход около 17,5 л/100 км в городе и около 15,5 л/100 км на трассе — это вполне по-божески. Более того: расход получился меньше «среднестатистического», полученного при испытаниях грузовых Газелей (см. АР № 5, 24, 1995 и № 2, 1996). Это мы объясняем тем, что грузовики Газель были загружены «по максимуму», а Мотохата с пассажирами оказалась более легкой.

По нашим расчетам, если хозяин Мотохаты заправит машину на окраине Москвы и поедет с семейством в Крым, заправляться ему придется где-то под Курском — запаса бензина хватит примерно на 480 км.

* * *

Посетители нынешнего Московского мотор-шоу, завидев Газель-Мотохату, задавали один и тот же вопрос: «Сколько это стоит?» И услышав ответ, уходили разочарованные… Бензиновая Мотохата стоит ровно $52000, вариант с дизелем Peugeot (его устанавливает нижегородское ателье Техносервис) на $7000 дороже.

Время для массовой «атаки» кемперов на российском рынке еще не пришло. Причин тому две: в аренду кемпер пока не возьмешь, да и путешествия по нашим трассам полны неожиданностей… Каков будет спрос на машины подобного класса? Время покажет..

Ф. Лапшин Г. Борисов

Источник

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *