Главная страница » Крутые и быстрые концепт-кары в СССР
Ева Тушенкина.
Советский автопром начался со строительства крупных автозаводов и реорганизации завода AMO в Москве в конце 1920-х годов. И вплоть до распада СССР в 1991 году отечественные инженеры и конструкторы создавали не только автомобили для массового потребителя, но и довольно интересные экспериментальные мелкосерийные концепты. Вот список самых крутых автомобильных разработок советского времени.
1.ГАЗ-А Аэро (1934)
Этот автомобиль — в единственном экземпляре — был создан в 1934 году на базе ГАЗ-А. Его автор — инженер Алексей Никитин, который в то время занимался исследованием проблем обтекаемости автомобилей. Кузов машины был сделан из деревянного каркаса и металлической обшивки. Скорость, благодаря форсированному до 48 л. с. двигателю с алюминиевой головкой, доходила до 106 км/ч (для сравнения: ГАЗ-А разгонялся максимум до 90 км/ч). Но главная особенность автомобиля заключалась в уникально маленьком для того времени коэффициенте лобового сопротивления — 0,175.
2. ГАЗ-ГЛ-1 (1938)
Автомобиль был создан в 1938 году на базе ГАЗ-М1, самого быстрого отечественного гоночного кара довоенного времени. Оригинальный двигатель ГАЗ-М1 был увеличен до 65 л. с. вместо 50 л. с. После испытаний установили новый 6-цилиндровый 100-сильный двигатель от ГАЗ-11, а некоторые детали переделали. С двигателем мощностью 65 л. с. максимальная скорость составляла 148 км/ч, но при установке двигателя мощностью 100 л. с. она возросла до 162 км/ч!
3. ГАЗ-М-20 «Победа-Спорт» (1951)
В 1951 году на базе модели ГАЗ-20 «Победа», специально для спортивных соревнований, были созданы три гоночных автомобиля «Победа-Спорт» (ГАЗ-20-СГ1). Машины оснастили роторными нагнетателями Rutz, два карбюратора заменили на один. При этом максимальная мощность двигателя увеличилась до 105 л. с., а скорость — до 167 км/ч. Несколько лет спустя, в 1955 году, конструкторы создали новую модифицикацию — ГАЗ-20-СГ1М с открытым двухместным кузовом. В результате скорость автомобиля возросла до 180 км/ч!
4. ЗИС-112 (1951)
В 1951 году завод имени Лихачева дебютировал со своим первым концепт-каром ЗИС-112. Спортивный автомобиль, которому дали прозвище «циклоп», со съемным жестким верхом, разработал дизайнер-конструктор Валентин Ростков. Придумывая кузов-родстер, он вдохновлялся автомобилем GM LeSabre 1951 года. Первоначально ЗИС-112 был оснащен 140-сильным 8-цилиндровым двигателем ЗИС-110, а затем получил экспериментальный двигатель мощностью 180 л. с. Это позволило добиться максимальной скорости около 200 км/ч. Позже автомобиль укоротили на 60 см, что дало возможность поднять скорость до 210 км/ч.
5. ГАЗ-Торпедо (1951)
Этот спортивный гоночный автомобиль был создан на ГАЗе, в конструкторском бюро под руководством Алексея Смолина. Смолин был опытным авиационным конструктором, поэтому и в автостроении использовал свой прежний опыт. Сигарообразный кузов был сделан с учетом всех законов аэродинамики. На автомобиль установили 4-цилиндровый 2,4-литровый двигатель мощностью 105 л. с. при 4000 об/мин. Машина развивала скорость до 191 км/ч.
6. ГАЗ-ТР «Стрела» (1954)
Это первый в мире автомобиль-болид с реактивным двигателем! Идея установить реактивный двигатель от самолета-истребителя на автомобиль пришла в голову конструктору Алексею Смолину в 1952 году. Расчетная скорость должна была составить около 800 км/ч, но из-за отсутствия специально подготовленной трассы и высокоскоростных шин максимальная скорость в тестовом заезде не должна была превышать 300 км/ч.
7. Звезда-5 (1955)
Автомобиль был создан в бюро скоростных автомобилей НАМИ под руководством А.И. Пельтцера. На него установили 2-цилиндровый двигатель мощностью 50 л. с. при 7200 об/мин. И вот еще несколько показателей: трансмиссия — 3, длина — 3,2 м, масса в снаряженном состоянии — 360 кг, скорость — 200 км/ч.
8. НАМИ-050 «Белка» (1955)
Автоконструктор Юрий Долматовский (брат советского поэта Евгения Долматовского) еще в конце 40-х годов задумывался о плюсах легковых автомобилей вагонной компоновки. И именно при его участии в 1955 году был осуществлен проект создания первого советского минивэна. Увы, эти усилия, о которых положительно отзывались даже зарубежные автоиздания, не получили поддержки сверху. Был изготовлен только один прототип. А семь лет спустя в США появился Chevrolet Corvair Greenbrier, основанный на идеях Долматовского.
9. Москвич-Г2 (1956)
Этот рекордно-гоночный автомобиль был разработан И.А. Гладилиным и И.И. Окуневым и построен на МЗМА в 1956 году. Он установил три советских рекорда скорости в гонках на длинные дистанции. В 1959 году победил в соревнованих в классе гоночных автомобилей до 2500 куб. см. После 1960 года в чемпионатах уже не участвовал и был списан в конце 1963 года.
10. Звезда-6 (1957)
Объем двигателя — 245 куб. см, мощность — 54 л. с. при 7200 об/мин, количество передач — 4, длина — 4,5 м, масса в снаряженном состоянии — 420 кг, скорость — 200 км/ч. «Звезда-6» установила два мировых рекорда скорости.
11. ХАДИ-5 (1964)
Независимая подвеска на всех колесах. Цилиндров — 4. Мощность двигателя — 3000 куб. см, мощность — 126 л. с. при 4500 об/мин, шестерней — 3, длина — 4,25 м, масса — 550 кг, скорость — 290 км/ч.
12. ВАЗ-Porsche 2103 (1976)
Еще в 1975 году председатель правления Porsche Эрнст Фурманн встретился с советским министром автомобильной промышленности Виктором Поляковым и договорился о трехлетнем партнерстве с ВАЗом. Специалисты Porsche должны были помогать проектировать автомобили «Лада». Это результат. Porsche пересмотрел подвеску, переделал салон и «причесал» внешний вид» автомобиля, убрав весь хром и заменив металлические бампера пластиковыми. Однако, несмотря на очень современный для того времени стиль, прототип не был принят.
13. ЮНА (1977)
Самодельный автомобиль, задуманный инженером и автолюбителем Юрием Алгебраистовым в 1969 году, но собранный только в 1977 году. Машина получила высокую оценку и завоевала множество наград на международных выставках. Однако не пошла в массовое производство. Были созданы только два прототипа, и до наших дней дожил один из них. построены, и один дожил до наших дней.
14. Панголина (1980)
Еще один самодельный автомобиль спортивного дизайн — детище инженера Александра Кулыгина, который также выпустил шестиколесный вездеход и концепт-кар для военных. «Панголина» была построена в 1980 году и стала очень успешным проектом. Вместе со своим создателем этот автомобиль участвовал в различных гоночных соревнованиях в СССР и даже побывал на международной автомобильной выставке «ЭКСПО-85» в Пловдиве (Болгария). Машина использовалась в советских эстрадных клипах. Сейчас находится в музее.
15. Лаура (1982)
В январе 1982 года в небольшой мастерской на окраине Ленинграда двое молодых людей, Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, решили создать автомобиль собственного производства. Интересно, что в отличие от большинства самодельных автомобилей, он был построен почти полностью самостоятельно — даже двигатель был спроектирован и изготовлен двумя энтузиастами вручную. Автомобиль был высоко оценен тогдашним генеральным секретарем Коммунистической партии Михаилом Горбачевым и принимал участие в многочисленных международных выставках, но в серийное производство так и не пошел.
16. НАМИ «Охта» (1986-87)
Автомобиль «Охта» был построен в 1986-87 годах в Ленинградской лаборатории усовершенствованного прототипирования легких транспортных средств НАМИ (ЦНИИ). Этот концептуальный автомобиль мог вместить максимум семь пассажиров: второй и третий ряды сидений были съемными, в то время как передняя часть могла поворачиваться на 180 градусов. Заднее сиденье складывалось в удобный столик. В то время мультиплексная система в советском автомобиле была чистой научной фантастикой. Единственный экземпляр, восстановленный после аварии, выставлен в музее.
Источник
Ваш комментарий будет первым