Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

История машины «ЗИМ», в 1950-х символом роскоши в СССР

Более 70 лет назад на дорогах советских городов появился «ЗИМ». Этот седан, рассчитанный на 7 мест, на заводе получил индекс ГАЗ-12. Он чем-то средним между «Победой» и «ЗИСами». Сама машина имела необычный вид, а в дальнейшем стала символом роскоши.

История создания

На Горьковском автозаводе в 1948 году начали проектировать ЗИМ. Обстановка была напряженная, ведь предприятие только запустило «Победу М-20» в серию, и там активно устраняли конструктивные и производственные недостатки выпущенных ранее машин.

Шестиоконный седан ГАЗ-12, имеющий просторное сидение сзади и два откидывающихся сидений-страпонтена, создавался в течение 2,5 лет. Для выполнения задачи в кратчайшие сроки команда инженеров, возглавляемая конструктором ГАЗа Андреем Липгартом, по максимуму использовала наработки последних лет.

Хотя внешне ЗИМ чем-то напоминал популярные в тот период авто американской сборки (к примеру, «Кадиллак» 1948 г.в), все конструкция седана была новаторской. Машина получилась довольно крупной, имеющей колесную базу 3200 мм (у длиннобазного «Рэндж-Ровера» она и то была меньше). Специально под нее советскими инженерами был создан несущий кузов. Хотя многие иностранные одноклассники ЗИМа относились к категории рамных.

Обкатка агрегатов будущего ЗИМа происходила на «Победе». В ее кузов между дверями вварили удлиняющую вставку. Применив несущий кузов, проектировщики ЗИМа смогли удержать показатели по массе в пределах нормы. Вес 7-местного авто составлял 1940 кг. Данный момент был очень важен, ведь, в отличие от иностранных собратьев с популярными в США 8- и 12-цилиндровыми движками, советский седан оснащался лишь рядной «шестеркой», выдающей 90 «лошадей» и рассчитанной на 3,5 л.

Для ЗИМа была создана новая КПП – 3-ступенчатая, имеющая синхронизаторы на 2-й и 3-й передачах. В дальнейшем ее модификации были перенесены на «Победу» и другие.

На основе ГАЗ-12 возводился не только стандартный седан. Создавались также фаэтоны, имеющие открытый кузов. Но все это остановилось на уровне экспериментальных экземпляров. Несущий кузов без крыши имел недостаточную жесткость. Среди прочих стоит выделить санитарную модификацию ЗИМа. Она предусматривала место под носилки и медицинские принадлежности. Чтобы не возникало сложностей с загрузкой больного в машину, багажное отделение «скорой помощи» дополнялось наружными петлями. И благодаря этому створка открывалась на более широкий угол.