Новинка, разработанная специалистами бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ и не имевшая рамы, так и не пошла в серийное производство.
По задумке руководства предприятия, модель ЗИЛ-4102 должна была прийти на смену «устаревшему» пятиместному седану ЗИЛ-41041. Для основы в 1985 году был приобретен новый Rolls-Royce Silver Spirit, а уже в 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил 2 опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета. Стоит отметить, что дизайн модели, а также внутреннее убранство напоминали американскую модель.
Длина модели позволяла ей конкурировать с «Волгой», при этом по весу автомобиль был на 500 кг легче, чем ЗИЛ-41041. Ряд элементов кузова, например, крыша и пол, крышка багажника, капот и бамперы, созданы из стеклопластика. Особенностью модели стало наличие двойных систем — два аккумулятора, два бензонасоса, дублирующая система зажигания, а также тормозная система, передает Tarantas.News.
В движение отечественный лимузин приводился V-образным 8-цилиндровым агрегатом ЗИЛ-4104, объем которого составлял 7,68 литра, а мощность 315 л.с. — такой же, как и на других московских лимузинах. Пару двигателю составляла автоматическая трансмиссия. При сравнительно малом весе это позволяло разогнаться до 100 км/ч за 10,5 секунд. Расход топлива на 100 км составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч.
Инженеры планировали создать на базе ЗИЛ-4102 целое семейство автомобилей, однако руководство страны не поддержало инициативу и из-за отсутствия финансирования проект был закрыт.