Максим Шелепенков.
В начале года мы сообщали о дебюте нового бренда SSM (Start Scale Models Ltd) на рынке отечественных моделей-копий в 43 масштабе, чуть погодя блаженствовали от наступившего, не без помощи SSM, модельного изобилия, а сегодня вынуждены констатировать, что вышел явный перебор – только SSM за месяц выводит на рынок моделей больше, чем может «переварить» среднестатистический коллекционер.
За многие десятилетия коллекционеры отечественных промышленных автоминиатюр привыкли «брать» всё, что появлялось в продаже, потому что новинок иногда приходилось ждать даже не месяцами, а годами, и рады были любой новой модели. В последнее время с появлением журнальных серий и множества новых брендов процесс коллекционирования стал обретать новые черты. Теперь приходится приобретать не всё подряд, на это не хватит ни средств, ни жизненного пространства в квартирах, а выбирать!
Выбирать придётся и из новинок SSМ, и его брендов-сателлитов. Дело в том, что новинки у этого производителя сначала появляются под основным названием компании, в самом дорогом ценовом сегменте (от 2500 руб. и выше). Отличительные особенности таких моделей не только максимальная ценовая планка, но и пластиковый бокс, в который они упакованы, фототравленые детали (например, дворники), более реалистичные и привычные цвета окраски.
Как только проходит первый ажиотаж, те же модели появляются в сегменте подешевле (900–1000 руб.) под брендом «Автоистория». Так уже случилось с моделями ЗИЛ-157К, которые появились в «Автоистории», отличающиеся по цвету (сразу три варианта окраски) и в несколько упрощённом виде (пластиковые стеклоочистители, отсутствует «трос» лебёдки, картонная коробка вместо пластикового бокса и т. д.). Так же произошло и с моделями ЗИЛ-130, которые вышли в «Автоистории» в двух вариантах окраски (красный и голубой) и с двумя вариантами решётки радиатора – старой (с фарами вверху) и новой (с опущенными вниз фарами).
Помимо «переиздания» дорогих моделей в более дешёвом варианте SSM продолжает выпускать новые модели под основным брендом. В последнее время появились модели «УралЗИС-355М» и МАЗ-537. Модель миасского грузовика, наверное, самая неудачная из всей линейки SSM – модель выглядит очень просто, с большим количеством пластиковых деталей (из металла только кабина грузовика) и определёнными искажениями в облике машины (например, ветровые стёкла кабины вышли слишком узкими). Намного лучше выглядит модель «Урагана» – МАЗ-537. Большая металлическая кабина придаёт веса модели, а высокая внешняя деталировка – солидности. Правда, недостатки есть и у этой модели. По уже установившейся традиции SSM уделяет мало внимания проработке днища и ходовой части модели. Упрощена до минимума она и у модели МАЗ-537, и это при том, что стоимость её практически заоблачная – от 4500 руб.
Ещё одним сателлитом SSM стал бренд «Советский автобус». Модели ЛиАЗ-677М и ПАЗ-3201, сделанные явно в пику компании ClassicBus, неприлично повторяют именно её образцы. После небольших доработок из ЛиАЗ-677 от ClassicBus у «Советского автобуса» получился ЛиАЗ-677М, а из ПАЗ-672 – ПАЗ-3201. Чуть ниже и стоимость моделей у «Советского автобуса» (около 2000 руб.). О моральных принципах такой «конкурентной борьбы» пусть каждый коллекционер делает свои выводы. Во всём мире для недопущения подобных «совпадений» давно применяется лицензирование выпуска моделей, когда разрешение на воспроизведение облика той или иной машины и использование товарных знаков и брендов, воспроизводимых в моделях прототипов, выдаёт компания-производитель настоящих автомобилей или автобусов. У нас же пока такая практика находится в зачаточном состоянии.
А пока продолжается масштабное автонашествие от SSM. Помимо упомянутых моделей под основным брендом компании уже вышли модели троллейбуса ЗИУ-682Б; болотохода ГАЗ-71 в северном варианте, в оранжевой окраске и почему-то без тента грузовой платформы; санитарный правительственный ЗИЛ-41042 – первый проект SSM из смолы; ЗИЛ-130 с новой облицовкой радиатора в синем цвете и с двумя видами облицовки цвета хаки.
До конца года под брендом SSM ожидаются следующие модели: МАЗ-200 бортовой серого и зеленого цвета, ГАЗ-66, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 кунг, ЗИЛ-157 цистерна, ЗИЛ-157 тент, ЗИС-151 бортовой. В начале следующего года – троллейбус МТБ-82, грузовики ЗИЛ-131, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-4502, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-133ГЯ, МАЗ-500, автобус «Кубань» Г1А1-02. Так что готовьте деньги и жизненное пространство.