Александр Климнов.
Автобусы Белоруссии.
Основное производство автобусов в СНГ сконцентрировано в Белоруссии. Так, за 9 месяцев 2019 года здесь было произведено 969 автобусов (+0,4%), преимущественно ОАО «МАЗ» (813 ед., +10,8%), причём наибольший рост пришёлся на самые сложные и дорогие машины особо большого класса (159 ед., рост в 9,4 раза), а также большого класса (398 ед., +10,6%) и перронных МАЗ-171 (12 ед., +9,1%). Сократилось производство лишь среднеразмерных МАЗов (244 ед., –29,5%). Минский автозавод остаётся одним из ведущих автобусостроителей СНГ и в технологическом плане, что на COMTRANS`2019 было подтверждено показом перспективного низкопольника третьего поколения МАЗ-303, соответствующего всем мировым требованиям, а в перспективе и в виде электробуса. Кроме того, на выставке был показан новый малый автобус МАЗ-257 – замена переднемоторной модели МАЗ-256. Кстати, на свободных мощностях ОАО «Брестмаш» по лицензии китайской JAC организован выпуск микроавтобусов МАЗ-281 (и ЦМФ МАЗ-365). План продаж на 2019 год составляет 50 микроавтобусов (и 10 фургонов), включая экспорт на рынок Украины, но в статистике по производству они пока не присутствуют.
В России за 9 месяцев 2019-го было реализовано 203 ед. автобусов МАЗ (–53,4%), преимущественно серии МАЗ-206/226–98 ед. (–38,4%), а также 87 ед. (+85,1%) старой модели МАЗ-103.
Вторым по значению белорусским автобусным производителем выступает ОАО «Автосборочное производство «Неман» из г. Лида, входящее в структуру МЗКТ. Оно показало рост производства за январь–сентябрь в 2,2 раза, до 140 ед. Преимущественно это малые автобусы на итальянских шасси IVECO Daily. В России автобусов серии «Неман 4202» было продано 48 ед. (рост в 3,7 раза).
Третий производитель ПРУП «Белкоммунмаш» так и не отчитался за всё время производством ни электробусов, ни троллейбусов. Но по заключённым контрактам выпуск должен составить порядка сотни штук, включая модель Е4200Р с правым расположением руля для Бирмингема.
Грузовики Белоруссии
В Республике Беларусь за 9 месяцев 2019 года, по данным «АСМ-холдинг», было произведено 6,44 тыс. грузовых автомобилей (–16,3%). В их числе 4,01 тыс. (–14,4%) грузовиков и 1,72 тыс. (–20,1%) самосвалов для бездорожья, а также 705 ед. (–16,8%) карьерных самосвалов. Отметивший летом своё 75-летие ОАО «Минский автозавод» (МАЗ), произвёл 5,24 тыс. (–9,1%) грузовых автомобилей. В России за 9 месяцев было реализовано 2,07 тыс. (–1%) МАЗов. Кроме того, в нашей стране за 9 месяцев было реализовано 647 ед. (–10%) грузовиков марки МАЗ-MAN, из которых львиная доля пришлась на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312-604 ед. (–14,9%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.
РУПП «БЕЛАЗ» выпустил за январь–сентябрь 701 ед. (–17,1%) карьерных самосвалов и прочих сверхтяжёлых грузовых автомобилей. Наибольшим спросом пользовались модели грузоподъёмностью 110–130 т – 209 ед. (–42,4%), но прирост по выпуску был только у самосвалов грузоподъёмностью 200–240 т (+32,2% до 197 ед.) и 55–60 т (+23,5% до 100 ед.).
РУПП «МоАЗ» после перерыва произвёл за 9 месяцев 2019 года лишь 3 ед. самосвалов МоАЗ-75054.
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ) выпустил за 9 месяцев 142 ед. (–55,9%) тяжёлых внедорожных машин, преимущественно плетевозов и шасси (121 ед., –59%), а также седельных тягачей (21 ед., 0%). За январь–сентябрь в России реализовано (на гражданском рынке) лишь два самосвала МЗКТ, что на 77,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.