Александр Трохачёв.
Идея отмечать на международном уровне лучший грузовик сезона в Европе пришла в 1976 году. Конкурс быстро обрел популярность и признание, но со временем не стал прозрачнее. Заседающие в жюри Truck of the Year полторы дюжины представителей транспортных СМИ хранят информацию о выборе победителя как резиденты разведки – секретные сведения. Если когда-то представлялись все номинанты, то сейчас объявляют победителя и только. Набранные претендентами баллы – вообще тайна за семью печатями. И такое впечатление, что для большинства людей кухня конкурса еще долгое время будет оставаться закрытой.
Впервые мы подробно рассказали о специфике Truck of the Year полтора года назад. С тех пор список победителей пополнился двумя позициями, вобравшими в себя три машины: MAN TGX, MAN TGS (2008 г.) и Mercedes-Benz Actros третьего поколения (2009-й). Мюнхенская техника была коронована на выставке коммерческого транспорта RAI в Амстердаме – той самой, которую в нынешнем году из-за кризиса отменили. Вёртовский флагман обрел статус «Грузовика года-2009» на осенней IAA в Ганновере. Где будут объявлять победителя Truck of the Year 2010, пока неясно, ведь осенней выставки RAI, как уже отмечалось, нынешней осенью не будет.
Но даже в разгар кризиса жизнь полностью не останавливается. Будут и претенденты, будет и единственный победитель. Другое дело, что в свете происходящего спада в транспортной отрасли важность конкурса снизится. Перевозчикам и производителям не до титулов. Вот и российский аналог первенства, проводимый журналом «КомТранс», растерял почти половину номинаций. А «главную выставку полезных машин», как ее рекламировали организаторы и на которой объявлялись итоги лучших коммерческих транспортных средств минувшего года в России, вообще отменили…
Впрочем, информации о закрытии Truck of the Year нет даже на уровне слухов. А раз так, конкурс живет! Победителя европейского первенства не выбирают спонтанно. В течение года члены действующего жюри постепенно знакомятся с новой техникой, готовящейся к серийному производству или уже поставленной на конвейер. Все журналисты непременно посещают основные сборочные мощности, заводы двигателей и трансмиссий, испытательные полигоны, выставки и презентации. У членов жюри много «междусобойчиков», на которых происходит ознакомление с новой техникой. Обычно программа для всех одна, и самодеятельность в получении дополнительной информации не приветствуется. Но если по каким-то причинам член жюри не смог прибыть на общее мероприятие, для него организуется отдельный тест-драйв. Так было, например, пару лет назад с Федором Лапшиным, представляющим в конкурсе нашу страну от газеты «Авторевю». Когда он не смог принять участие в тест-драйве Renault Premium Lander за рубежом, по настоянию фирмы на два дня был арендован Дмитровский автополигон. И член жюри, не сумевший опробовать новую машину во Франции, водил ее на территории Подмосковья.
Уместно вспомнить, что не всегда транспортное издание в жюри представляет непременно главный редактор. Нередко эти обязанности возложены на ведущего специализированной рубрики или раздела (как в случае с Федором Лапшиным), ведущего обозревателя газеты, журнала или еженедельника. Когда члены жюри сформируют список претендентов на титул из числа новых грузовиков, они приступают к тайному голосованию. В распоряжении каждого из них 12 баллов. Но их нельзя отдать целиком одному претенденту. Максимально возможное начисление «в одни ворота» – 7 баллов. Оставшимися баллами член жюри вправе распоряжаться на свое усмотрение вплоть до того, что вообще не отдавать их ни одному из кандидатов.
За более чем 30-летнюю историю «Truck of the Year» чаще других марок победителями становились: MAN – 7 раз, Mercedes-Benz – 6 и Volvo – 5 раз. Четырежды корону лучшего грузовика Европы примерял DAF, по три раза – IVECO и Scania. Дважды удостаивался вершины пьедестала почета Renault, по одному разу – Ford и почившие в бозе Leyland и Seddon Atkinson.
Любопытно, если посмотреть на конкурс с точки зрения суммарного вклада претендентов по числу подиумов (победа плюс второе и третье место), то картина по данным на 2007 год будет совсем иной. Недосягаемым для конкурентов станет IVECO, в затылок ему будут дышать Volvo, DAF и Mercedes-Benz, а затем подтянутся MAN, Scania и Renault. Впрочем, все это условно. Каждый год картина меняется, и чествуется только один король – абсолютный победитель «Truck of the Year». Вторые и третьи места могут рассматриваться только как моральное утешение, ведь никаких дивидендов они реально не дают…
1977 | 1. Seddon Atkinson 200 | |
1978 | 1. MAN 16/19.280 | |
1979 | 1. Volvo F7 | |
1980 | 1. MAN 19.321 2. DAF 2800 Economy 3. FIAT Daily |
33 балла 20 баллов 16 баллов |
1981 | 1. Leyland Roadtrain T45 2. FIAT IVECO 170/190 F30 3. Volvo F12 Intercooler |
26 баллов 24 балла 23 балла |
1982 | 1. Ford Cargo 2. Scania P/R-series 3. Mercedes-Benz Frontlenker |
50 баллов 34 балла 33 балла |
1983 | 1. Renault G260 2. Scania P/R-series 3. Mercedes-Benz Frontlenker |
53 балла 40 баллов 33 балла |
1984 | 1. Volvo F10 Intercooler 2. Scania 112 3. MAN 19.361 |
49 баллов 42 балла 37 баллов |
1985 | 1. Mercedes-Benz LN2 2. IVECO TurboStar 3. Leyland Roadrunner |
71 балл 49 баллов 19 баллов |
1986 | 1. Volvo FL10 2. Scania 92 3. DAF ATi 3600 |
63 балла 58 баллов 13 баллов |
1987 | 1. MAN F90 2. Mercedes-Benz 1635/1644 3. Steyr Mittelschwere series |
61 балл 26 баллов 23 баллаb |
1988 | 1.DAF 95-series 2. IVECO TurboStar 3. Pegaso Troner |
67 баллов 45 баллов 42 балла |
1989 | 1.Scania 3-series 2. Mercedes-Benz SK 3. MAN M90 |
62 балла 50 баллов 21 балл |
1990 | 1.Mercedes-Benz SK 2. IVECO TurboDaily 3. IVECO TurboStar 190.48 |
58 баллов 50 баллов 20 баллов |
1991 | 1.Renault AE Magnum 2. Volkswagen T4 3. IVECO TurboTech |
84 балла 31 балл 12 баллов |
1992 | 1.IVECO EuroCargo (6-15 t) 2. Scania TC400 Streamline 3. Mercedes-Benz LEV Range |
80 баллов 54 балла 11 баллов |
1993 | 1.IVECO EuroTech 2. DAF 75/85 3. Volvo Geartronic |
67 баллов 63 балла 12 баллов |
1994 | 1.Volvo FH 2. IVECO EuroStar 3. DAF 75/85 |
74 балла 46 баллов 18 баллов |
1995 | 1.MAN F2000 2. DAF 95.500 Super Space Cab 3. IVECO EuroCargo (4×4) |
75 баллов 73 балла 17 баллов |
1996 | 1.Scania L-Class 2. DAF 55 3. DAF 85.400 |
72 балла 33 балла 17 баллов |
1997 | 1.Mercedes-Benz Actros 2. Renault Premium 3. Scania 4-serie |
76 баллов 57 баллов 12 баллов |
1998 | 1.DAF XF95 2. Renault Magnum II 3. Renault Kerax |
72 балла 61 балл 14 баллов |
1999 | 1.Mercedes-Benz Atego 2. Volvo FM 3. IVECO EuroTech Cursor |
69 баллов 64 балла 33 балла |
2000 | 1.Volvo FH 2. IVECO EuroTech/EuroStaeCursor 3. Nissan Atleon |
62 балла 56 баллов 31 балл |
2001 | 1.MAN TG-A 2. Renault Midlum 3. Volvo FL |
114 баллов 44 балла 29 баллов |
2002 | 1.DAF LF 2. Volvo FH 3. Renault Magnum III |
87 баллов 80 баллов 29 баллов |
2003 | 1.IVECO Stralis 2. DAF XF95 3. Volvo FM |
102 балла 50 баллов 44 балла |
2004 | 1.Mercedes-Benz Actros II 2. IVECO EuroCargo 3. Volvo FH |
91 балл 58 баллов 48 баллов |
2005 | 1.Scania R-series 2. MAN TG-A 3. Renault Mascott |
92 балла 80 баллов 28 баллов |
2006 | 1.MAN TGL 2. IVECO Trakker 3. Mercedes-Benz Atego |
94 балла 39 баллов 33 балла |
2007 | 1.DAF XF105 2. Renault Premium 3. Volvo FL |
80 баллов 61 балл 31 балл |
2008 | 1.MAN TGX/TGS | |
2009 | 1.Mercedes-Benz Actros III |