В России начинается тестирование онлайн-тахографов, на которые в перспективе переведут все новые грузовики и автобусы. На смену инспекторам, фиксирующим превышение скорости или нарушение режима труда и отдыха водителей, должна прийти автоматизированная система, которая фиксирует нарушения в онлайн-режиме. Пока онлайн-тахографы планируют установить на пассажирский транспорт в 20 крупнейших агломерациях. Однако у юристов и участников рынка есть сомнения в том, что показатели тахографа в принципе могут корректно применяться для дистанционного назначения штрафов.
Как стало известно «Ъ», началось тестирование онлайн-тахографов, внедрение которых позволит выписывать штрафы за нарушение скоростного режима и режима труда и отдыха (РТО) водителей на основании данных, переданных с такого прибора онлайн. Минтранс разработал проект закона об онлайн-тахографии, его внесение в правительство запланировано на осень, пояснили в министерстве. Документ предполагает отлагательный срок вступления в силу: год — для Москвы и Московской области, два года — для остальных регионов.
В Минтрансе уточняют, что принятие решений все же будет не полностью автоматическим: «К должностному лицу будут попадать только сведения, однозначно свидетельствующие о нарушении, но решение о назначении наказания будет принимать должностное лицо». Задумывается мера, рассказывают собеседники «Ъ» в отрасли, чтобы сократить нагрузку на инспекторов на дорогах, уменьшить их количество и автоматизировать обработку данных.
Законопроект предполагает оборудование онлайн-тахографами только новых машин. Уже установленные тахографы могут быть использованы до конца срока службы, пояснили в Минтрансе.
Система начнет вводиться через пилотный проект при комплектации автобусов и троллейбусов в рамках обновления пассажирского транспорта в городских агломерациях, пояснил «Ъ» гендиректор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных. В Минтрансе сообщили, что в «пилоте» будет участвовать пассажирский транспорт в 20 крупнейших агломерациях. По словам господина Двойных, сейчас идет проработка установки устройств и взаимодействие с системой передачи данных, предварительный прогноз по завершению — конец 2020 года. На ГАЗе подтвердили участие в проекте ЛиАЗа. На КамАЗе на запрос «Ъ» не ответили. Гендиректор «Мострансавто» Владислав Мурашов говорит, что предложений о тестировании новых тахографов не поступало, но компания готова обсудить вопрос, предложить специалистов и «полевые условия для интенсивного тест-драйва».
Для обработки данных по заказу Минтранса уже разработана автоматизированная информационная система «Тахографический контроль» (АИС ТК, в 2017 году тендер на ее создание выиграло петербуржское ООО «Интек», принадлежит Геннадию Головастикову и Евгению Столярову). Функциональная часть системы, позволяющая принимать, расшифровывать и обрабатывать данные, создана и проходит «процедуру расширения», поясняют в Минтрансе. Алексей Двойных уточняет, что опытно система еще не эксплуатировалась, это запланировано в рамках «пилота». Как пояснила «Ъ» замгендиректора по автоматизации транспорта АО «Штрих» (производитель тахографов) Валентина Усачева, готовится проверка передачи информации с онлайн-тахографа в АИС ТК. Господин Двойных уточняет, что в период «пилота» штрафная система онлайн действовать не будет, а для расширения системы на всю страну нужно «решение на законодательном уровне».
Оштрафовать водителя, подчеркивает он, можно в автоматическом режиме (постановление приходит по почте) и в ручном. Для обоих случаев тахографы должны иметь сертификаты и быть приравнены к средству измерения скорости по аналогии с применяемыми ГИБДД камерами.
«Точность измерения должна быть безупречной, но в этом есть сомнения, — поясняет эксперт. — Для замера будет использоваться только спутниковый сигнал, который дает большие погрешности, особенно в условиях плотной застройки».
Возникает также вопрос, что будет, если стационарная камера на столбе показала нарушение, а тахограф — нет, продолжает Сергей Радько: «У какого прибора приоритет?» Даже если удастся подобную систему наладить, каждый тахограф обойдется перевозчикам в несколько сотен тысяч рублей, уверен он: «Перевозчиков, конечно, можно вынудить это оборудование поставить, но, боюсь, отрасль не выдержит». «Камера — это однопараметрический измеритель, которая напрямую получает значение скорости, поясняет глава ассоциации “Рустахоконтроль” Геннадий Мирошин. — Тахограф — прибор непрямого измерения, его показания зависят от настройки параметров специалистами мастерской. Перевозчик становится заложником работы мастера».
Господин Мирошин добавляет, что есть вопросы к онлайн-контролю РТО водителей. Сейчас, говорит он, инспектор собирает все данные и принимает решение, имело ли место нарушение. Например, на МКАД автомобиль вынужден стоять в пробке и не может остановиться на отдых, и инспектор может принять это во внимание. Если же показания прибора будут передаваться в онлайн-режиме, такие обстоятельства вряд ли будут учтены. Кроме того, отмечает эксперт, если инспекторов уберут, относительно подконтрольными в первый год окажутся только те 100 тыс. новых автомобилей, которые будут оснащены онлайн-тахографами, тогда как остальные 4 млн грузовиков и порядка 1 млн автобусов останутся безнадзорными. Он отмечает, что в Европе из системы тахографического контроля инспектора решили не исключать.
Наталья Скорлыгина, Иван Буранов, Ольга Никитина