«Вощина-1» — с габаритной шириной 3,1 м.
Специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ) Брянского автозавода предыдущих семейств «Основа-1» и «Вощина» имели ширину 3,08 м. При проектировании нового семейства «Вощина-1» было принято решение об уменьшении габаритной ширины изделий до 2,75 м, что было вызвано как желанием военных заменить автомобили КрАЗ в Вооруженных Силах РФ, так и требованиями заказчиков нефтегазового комплекса (подробнее об этом).
Однако с законами физики не поспоришь. Чем у/же транспортное средство, тем оно менее устойчиво (при той же высоте центра масс). Увеличение габаритной ширины и колеи позволяет монтировать или буксировать различные объекты вооружения и военной техники (ВВТ) с меньшим риском опрокидывания при выполнении боевой задачи. Поэтому серийные СКШТ семейства «Вощина-1» с габаритной шириной 2,75 м не могли в полной мере выполнить требования отдельных головных разработчиков ВВТ. Наконец, 24 февраля текущего года состоялось долгожданное событие: первый выезд седельного тягача БАЗ-6403.01 габаритной шириной 3,1 м!
За счёт изменений, внесённых в конструкцию БАЗ-6403.01, «широкий» тягач полностью соответствует всем требованиям тактико-технического задания (ТТЗ), на основании которого БАЗ разработал унифицированное семейство СКШТ «Вощина-1». Следует отметить, что, хотя кабина нового тягача внешне очень похожа на кабины серийных СКШТ семейства «Вощина-1», она полностью новая.
В интервью Главный конструктор БАЗа Альберт Иванюк рассказал о новых «широких» СКШТ: «По результатам работ с потенциальными заказчиками выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины модернизированных СКШТ для обеспечения возможности размещения различных средств зенитно-ракетных систем (ЗРС), в том числе и перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ как с кабинами увеличенного, так и малого объёма. Помимо увеличения габаритной ширины увеличились соответственно ширина рамы и колеи.
Разработку БАЗ-6403.01 проводили на основании соответствующего решения, утверждённого Начальником вооружения ВВС и технического задания «ГСКБ Алмаз-Антей» (согласованного с ОАО ФНПЦ «ННИИРТ» и ОАО «ЦКБ «Титан») в целях применения в составе средств ЗРС с учётом размещения большого количества оборудования заказчиков как внутри кабины, так и на мотоотсеке и раме унифицированного тягача.
В конструкцию заложена возможность применения колёсного узла с номинальной грузоподъёмностью 6000 кг (осевая нагрузка до 12 т). При модернизации также учтена принципиальная возможность применения в перспективе отечественных широкопрофильных радиальных шин с регулируемым давлением типоразмера 24R21 (1380х600-533Р). Улучшены ремонтопригодность и доступность агрегатов трансмиссии при смонтированном оборудовании потребителя, полностью переработан рулевой привод, повышена эффективность тормозной системы.
Помимо удлинения кабин обоих типоразмеров, что позволяет теперь устанавливать больше оборудования заказчика или более удобно размещаться экипажу во втором ряду кабины увеличенного объёма (в случае установки сидений по требованию заказчика) проведена следующая модернизация:
– установлена новая регулируемая рулевая колонка современной конструкции;
– переработана эргономика рабочего места и панели приборов;
– в системе забора воздуха для системы зависимого отопления впервые применён воздушный фильтр;
– изменена конструкция дверей, и дверные проёмы смещены назад по ходу, что помимо улучшения условий посадки в кабину обеспечивает выполнение требований по боковой обзорности;
– для повышения комфортности применены отечественные сиденья с пневмоподвеской как для водителя, так и для двух членов экипажа;
– применена конструкция вновь разработанной системы кондиционирования «в специальном исполнении» для обоих типоразмеров кабин;
– крыши удлинённых кабин обоих типоразмеров доработаны таким образом, чтобы обеспечить при необходимости и где это возможно по компоновке унифицированную установку накрышных вариантов кондиционеров на скошенной передней части крыши;
– модернизирована зависимая система отопления и улучшена разводка воздуха для обдува стёкол для повышения эффективности системы при зимней эксплуатации;
– применена новая унифицированная установка автономного отопителя в передней части обоих типоразмеров кабин на высоте от уровня пола, обеспечивающая выполнение требований по глубине преодолеваемого брода;
– впервые установлены новые откидные окна дверей кабины с учётом возможной установки (по заказу) трёх комплектов стёкол для разных степеней защиты в соответствии с требованиями конкретного потребителя;
– на полу кабины установлены сплошные алюминиевые листы для повышения безопасности экипажа;
– в конструкциях каркасных кабин обоих типоразмеров штатно предусмотрена установка спецбонок для обеспечения монтажа локальной бронезащиты на всех СКШТ в особый период;
– разработана новая конструкция переднего капота, с учётом обеспечения возможного монтажа заказчиком передних стоек для монтируемого специального оборудования в зоне над кабинами для опоры их на бампере в средней части (без ухудшения удобства проведения технического обслуживания шасси и тягачей);
– боковые листы экранов специальной защиты установлены на внутренней стороне дверей, улучшена специальная защита спереди и др.
Модернизированы также моторные отсеки:
– улучшены условия охлаждения маслобака рулевого управления, в конструкцию последнего для повышения безопасности включён датчик аварийного падения уровня масла в гидросистеме рулевого управления;
– увеличен зазор между кабинами и мотоотсеками для обеспечения нормального теплового режима при установке на СКШТ перспективных двигателей Тутаевского моторного завода с увеличенной мощностью до 600 и 650 л.с.;
– применены покупные топливные баки;
– разработан новый глушитель;
– доработана конструкция держателя запасного колеса и его крепления с учётом возможного применения также и широкопрофильных радиальных шин с регулируемым давлением;
– обеспечена унифицированная установка дополнительного ресивера и охладителя воздуха для пневмосистемы тормозов;
– улучшен доступ для демонтажа крышки ящика аккумуляторной батареи и др».
Снаряжённая масса, кг | 19 750 |
Нагрузка на ССУ, кг | 20 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 90 050 |
Двигатель:
|
ЯМЗ-8492.10-033 (пр-ва ОАО «ТМЗ»), турбодизель, V-8 17 241 470 при 2100 мин-1 1764 при 1200–1400 мин-1 |
Сцепление | ЯМЗ-184-01, 1-дисковое диафрагменное |
Коробка передач:
|
ЯМЗ-2393-10, механическая 9/ 1 |
Подвеска 1-й и 2-й осей | Независимая на поперечных рычагах, 2-торсионная с амортизатором на каждом колесе |
Подвеска 3-й и 4-й осей | Комбинированная, независимая на поперечных рычагах, балансирно-рессорная, 1-торсионная с амортизаторами на 4 оси |
Шины | ИД-370, 21,5/75R21 |
Минимальный радиус поворота, м | 13 |
Cкорость тягача/ автопоезда, км/ч | 70/ 60 |
Вместимость топливных баков, л | 1125 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,4 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 1,5 |
Преодолеваемый подъём тягача/ автопоезда, % (град) | 57,7 (30)/ 19,25 (10) |
10 июня новый тягач был показан Министру обороны РФ А.Э. Сердюкову, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах. К сожалению, мало кто обратил внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Да это и немудрено: непосвящённым сложно отличить опытный образец седельного тягача БАЗ-6403.01 от серийного БАЗ-6403-012. Но я слышал, как представители НАМС (Независимая ассоциация машиностроителей) сообщили Министру обороны РФ о том, что сегодня отечественные шасси и тягачи могут полностью заменить СКШТ зарубежного производства, применяемые в составе большинства современных комплексов ВВТ.
Ваш комментарий будет первым