Эта история началась в конце 1970-х, и долгое время LM002 называли первым и единственным внедорожником Lamborghini, пока в 2018 году не появился Urus. Казалось бы, итальянцы — законодатели автомобильной моды и знают толк в быстрых и технологичных суперкарах. В случае с «Рэмбо Ламбо» что-то пошло не так, и за семь лет производства кроме горстки супер-звезд и арабских шейхов самый неожиданный и скандальный как подобает чистокровному итальянцу внедорожник никто не оценил.
Факт: итальянцы украли автомобиль
В середине 1970-х американцы задумали обновление отслужившего свое М151 MUTT и устроили конкурс программы HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). В то же время к Lamborghini пришла американская компания Mobility Technology International, дескать, помогите нам разработать автомобиль для американских вояк. Итальянцы машину построить, конечно, помогли, но как потом выяснилось совместными усилиями практически полностью ее «списали» с XR311, над которым работала американская компания FMC, пролетевшая с участием в программе HMMWV.
Тот самый скандально известный Lamborghini Cheetah
Скандал был знатный, ведь итальянцы не постеснялись представить как бы свой прототип Lamborghini Cheetah не где-нибудь, а на Женевском автосалоне 1977 года. В итоге — судебные иски, общественное порицание… Знатно тогда досталось итальянцам и MTI. Единственный экземпляр Cheetah в итоге по‑тихому слили куда-то на Ближний Восток и на время забыли про историю как про страшный сон.
Миф: его строили для военных
Многие с пеной у рта твердят, что Lamborghini LM002 прямой конкурент победившему в конкурсе HMMWV автомобилю от AM General, больше известному как Hummer, и сражался с ним за деньги американских вояк. Это не так.
О Боже, поворотники от «Жигулей»?! Мамма миа! Нет, все же показалось…
После скандальной истории с Lamborghini Cheetah итальянцы потеряли интерес к участию в конкурсе, но идею создания гипертрофированного внедорожника полностью не похоронили. Позднее, в 1981 году Lamborghini показала все в той же Женеве внедорожник LM001. И хоть его аббревиатура LM и расшифровывалась как Lamborghini Military, то есть «Военная Ламборгини», к армии она не имела никакого отношения. И только в 1982 году итальянцы представили серийный LM002, который впоследствие пресса окрестила как Rambo-Lambo.
Миф: полсотни LM002 продали гвардии Муаммара Каддафи
То ли из-за того, что представленный в 1982 году внедорожник пришелся по душе людям с Ближнего Востока, то ли из-за неразберихи с военными корнями, но по интернету ходит байка про то, как несколько десятков LM002 купил сам Муаммар Каддафи. И не для себя любимого, а своей гвардии, для чего внедорожники как следует подготовили и даже установили на него пулеметные турели. Это чистой воды миф хотя бы потому, что про изготовление автомобилей в подобной спецификации нет ни слова в заводских документах Automobili Lamborghini S.p.A., да и историки марки опровергают этот миф.
Факт: на нем стоял двигатель от Lamborghini Countach
Предшественник LM002, Lamborghini Cheetah, приводил в движение установленный сзади 5,7-литровый бензиновый V8 производства Chrysler. Атмосферный агрегат развивал 190 л.с. и трудился в паре с 3-ступенчатой гидромеханикой.
Для прототипа LM001 выбрали другой движок — 8-цилиндровую «вэшку» от AMC, «автомат» оставили прежним. Заднемоторная компоновка также не изменилась.
Для серийного автомобиля все же выбрали более достойный движок. Под капотом LM002 красовался потрясный во всех смыслах V12 от суперкара Lamborghini Countach. У 5,2-литрового бензинового двигателя, расположенного теперь уже спереди, в двух головках было 48 клапанов, на впуске стояли шесть (!) карбюраторов Weber, а его недюжая мощь равнялась 426 л.с. и 500 Нм тяги. Вместо «автомата» мотор агрегатировали с 5-ступенчатой механикой, привод, ясное дело, на все четыре колеса был дополнен тремя самоблоками и демультипликатором с понижающим коэффициентом 4,3.
Боже, опять «жигулевская» оптика?! Чур меня, чур меня…
Итальянцы мамой клялись, что суперкар-внедорожник до 100 км/ч разгоняется за 7,8 секунд, но дотошные немцы из Auto Motor und Sport сделали свои замеры, которые показали динамику в 9,3 секунды до «сотни». Издание Quattroroute решило проверить аппетит LM002. Конечно, думать о расходе владельцу Lamborghini последнее дело, но даже для богачей он был самолетным: при крейсерской скорости в 130 км/ч суперкар потреблял 34 литра нефтепродуктов и не давился.
Миф: на него не ставили движки от океанских яхт
Некоторые источники утверждают, что на LM002 ставили движки Lamborghini, предназначенные для океанских катеров первого класса. Это миф. Как-то раз в компании решились на эксперимент и построили прототип с индексом LM004, под капотом которого стоял еще более невероятный V12 объемом аж семь литров. Надо ли говорить, что заведомо провальный проект был признан избыточным, и дальше прототипа дело не пошло?
Кстати, в Lamborghini попробовали сделать внедорожник с 3,6-литровым турбодизелем. Разумеется, автомобиль с индексом LM003 также остался только в одном экземпляре.
Факт: всего было выпущено 328 автомобилей
С момента старта производства в Санта-Агате, Болоньезе, Lamborghini LM002 разлетелся совсем небольшим тиражом: с 1986 года по 1993 год было выпущено всего 328 автомобилей. Высокая цена, непомерный аппетит, а также сложности в обслуживании автомобиля и тесный бестолковый салон внедорожника сделали свое дело.
Для султана Брунея был построен уникальный LM002 в кузове универсал и с семиместным салоном. Говорят, туринскому кузовному ателье Сальваторе Диоманте заказали постройку автомобиля для поездок на соколиную охоту
Добавляют боли автомобильным историкам, коллекционерам и прочим сочувствующим факты преднамеренного уничтожения легендарного автомобиля. К примеру, во время съемок одного из эпизодов отечественного фильма «Бригада. Наследник» LM002, принадлежавший предпринимателю и меценату Умару Джабраилову, спустили с 300-метрового обрыва. Другой LM002, которым владел сын президента Ирака Саддама Хусейна — Удей Хуссейн, показательно взорвали американские военные. Якобы для изучения последствий подрыва начиненного взрывчаткой автомобиля.