Отечественным любителям всех видов старой техники приходится нелегко. Они не пользуются никакими особыми льготами, малозаметны и государству в целом неинтересны. Неслучайно у нас до сих пор нет полноценного государственного автомобильного музея, не говоря уже об отдельной площадке для коммерческого транспорта с приставкой «ретро». Между тем сохранение материальной истории страны — вещь по-своему не менее важная, чем выпуск патриотических фильмов, к примеру.
Однако, как и любое серьезное дело, сохранение грузовой автостарины требует не только больших усилий, но и немалых денег. И если купить или восстановить, а потом и содержать легковушку еще возможно одному человеку, то, когда речь идет об автобусе, троллейбусе или грузовике, все гораздо сложнее. Что уж там говорить о трамвае или паровозе.Благодаря усилиям энтузиастов в Петербурге можно прокатиться на восстановленном ЛиАЗ-677, Икарусе и даже уникальном ЯТБ-1
Тем не менее есть любители подобных направлений, уделяющие этому все свободное время, навыки и средства. Понятно, что поодиночке они так и останутся кустарями-любителями, а о серьезном развитии и говорить не приходится.
Поэтому они понемногу начинают объединяться. Так, в Санкт-Петербурге прошла презентация свежесозданной некоммерческой организации Главленретротранс, занимающейся сохранением и популяризацией истории транспорта.Огромных усилий и большого количества времени стоит превратить ржавые остовы в исторические экспонаты
Замысловатое название выбрано неслучайно — это отсылка к советскому тресту Главленавтотранс. Структура управляла огромным автохозяйством Ленинграда: 78 грузовыми, 25 смешанными, 13 пассажирскими автопарками и много чем еще. И ею же еще в середине 1970-х годов была начата работа по созданию Музея автомобильного транспорта Ленинграда. Увы, дело до конца не довели, хотя часть фондов сохранилась.
Одними из организаторов новой ассоциации выступили наши знакомые из Ретробаса, о деятельности которого мы неоднократно писали. Интерес проявили и многие другие: петербургский музей электротранспорта и общество любителей узкоколеек (о них мы тоже рассказывали), авторетроклубы, организаторы фестивалей и просто энтузиасты.Советские грузовики тоже непременные участники парадов
Чтобы сохранять и популяризировать историю транспорта, Главленретротранс планирует развернуть широкую деятельность: проводить парады, съезды и фестивали, издавать книги, журналы и брошюры, заниматься организацией экскурсий, лекций, круглых столов. Само собой, не забыт и поиск исторического транспорта с последующей реставрацией.
Презентация вызвала большой интерес у единомышленников. Обсуждались и конкретные проекты — например, легализация бесхозного транспорта, восстановление железнодорожной техники на базе запаса «Пионерский парк», проведение фестиваля самоделок.
Для восстановления железнодорожного состава, пусть и узкоколейного, требуется еще больше усилий
В общем, ясно, что работы для новой ассоциации — непочатый край. И хорошо бы, чтобы в ней принимали участие и государственные органы.