У советской и современной российской автомобильной промышленности всегда были «тесные контакты» с военной отраслью. Автозаводы охотно строили технику для отечественной армии. Только ВАЗ этим не занимался, развиваясь исключительно как гражданское предприятие. Впрочем, один раз и ВАЗовские специалисты пробовали вложить свою лепту в оборонную отрасль страны. Результатом их усилий стал проект «Река», в рамках которого велась разработка настоящего плавающего вездехода-амфибии.
Заказ на такую технику поступил из Министерства обороны СССР в 1971 году. Помимо Волжского автозавода, заказ был предложен и Уральскому заводу, в результате чего на свет появился УАЗ-3907 «Ягуар».
Любопытным фактом было то, что разработка ВАЗовской амфибии проходила в секретной обстановке. В документах вездеход числился как «автомобиль для охотников и рыболовов», а художник Юрий Денисов, разрабатывавший внешний вид машины, сделал его максимально похожим на обычный гражданский автомобиль.
В 1976 году первый опытный экземпляр был, наконец, выпущен. Никакого собственного названия он не получил и проходил лишь под стандартным индексом ВАЗ-2122. Как уже говорилось, машина внешне вообще не походила на привычный всем вездеход-амфибию. В этом было его преимущество. В действительности эта «обычная машина» имела всё необходимое для передвижения по водной стихии: гребные шины, герметичный корпус-лодку, насос для откачки воды и сливные отверстия.
Испытания автомобиля прошли успешно, и вскоре были разработаны амфибии второй и даже третьей серии. В обозримом будущем машина должна была поступить в серийное производство и начать использоваться советской армией. Но появились препятствия, причём несколько.
К примеру, конвейер «АвтоВАЗа» не был приспособлен для сборки такой машины. В частности, мотор и трансмиссия на нём устанавливались в нижней части автомобилей, а для амфибии такой вариант был невозможен. Кроме того, в моторном отсеке не была предусмотрена нормальная циркуляция воздуха, из-за чего двигатель сильно перегревался. Разработчики попытались исправить этот недостаток и на третьей серии вездехода смогли наладить нормальное охлаждение; однако оказалось, что у предприятия нет денег на запуск серийного производства машины. Министерство обороны согласилось покупать готовую продукцию, но сам процесс сборки финансировать не захотело. Так что производить машину так и не стали.
Тем временем инженеры разработали несколько новых разновидностей машины, в том числе и гражданских. Однако до стадии массового производства они так и не дошли.