Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Unimog-шнекоротор — главный снегоуборщик Европы

Максим Чернявский.

Несмотря на потепление климата (а возможно, именно из-за него), зимы в последние годы приносят все больше неприятных сюрпризов Европе. В горных регионах наблюдаются невиданные раньше морозы и снегопады. Бороться с последствиями стихии здесь помогают снегоуборщики на разных шасси. Но главным «коммунальщиком» Европы уже много лет остается мерседесовский Unimog.

Один такой снегоубрщик даже выставлен в фирменном музее компании — это шнекороторный Unimog U500 2004 года. Такие вездеходы с пластиковой кабиной Mercedes выпускаетс с 2001 года. Секрет их популярности — в бесконечном разнообразии применения. Даже в официальном списке партнеров-поставщиков навесного оборудования есть больше двух сотен компаний. Из них два десятка производят снегоуборочное оборудование: плуги, фрезы, распределители реагентов. Самыми эффективными в уборке «тяжелого» снега (слежавшегося или обледеневшего) являются шнекороторные устройства. Это комбинация шнека с разнонаправленной резьбой и ротора. При вращении шнека его лопасти режут снег и подают его в ротор, лопатки которого по принципу центрифуги проталкивают снег в поворотный желоб и отбрасывают на расстояние до 25 метров.Шнекороторные Унимоги Петербурга и Москвы готовы «к бою»Шнекороторные Унимоги Петербурга и Москвы готовы «к бою»Шнекороторные Унимоги Петербурга и Москвы готовы «к бою»

Иннструкция Унимога хорошо приспособлена для подобной работы. Короткая колесная база (2800 или 3600 мм) обеспечивает маневренность. Полный привод вместе с портальными мостами и независимой пружинной подвеской повышают проходимость. Почти восьмилитровый дизель мощностью до 300 л.с. работает в паре с автоматизированной «механикой» Telligent без педали сцепления и с гидротрансформатором. Как и положено «коммунальщику», у него есть коробка отбора мощности с выводом спереди и сзади, гидровыводы, электрические и пневматические разъемы. А «ползучая» передача позволяет двигаться с черепашьей скоростью 0,14 км/ч, увеличивая крутящий момент на колесах. Правда, за все это, да еще с немецким качеством, надо платить: новый Unimog стоит как два, а то и три дорожных грузовика.

Снегоуборочный Unimog U1450 предыдущего поколения все еще успешно работает

Тем не менее, работают коммунальные Унимоги и в наших городах. Первая партия из 48 машин пришла в Москву для подготовки Олимпиады-80. Но вот были ли для них тогда поставлены снежные фрезы, неизвестно, ведь игры были летними. Так что первыми снегоуборщиками в России стали пятнадцать машин, закупленных в 1995 году. Некоторые из них, кстати, до сих пор в строю. Были и новые закупки, хотя Унимоги все же остаются экзотикой.

Старый Unimog с двигателем сзади

Вообще, в роли шнекороторов Унимоги работают практически с момента появления в пятидесятых годах. Тогда это были довольно простые и маломощные машины. Основного 25-сильного мотора не хватало для работы навески, и потому Унимоги снабжали дополнительным двигателем сзади, а иногда и сторонними, более удобными кабинами. Примечательно, что в СССР существовал похожий аналог, – шнековый, но не роторный.

Погрузчик УП-66 базировался на агрегатах внедорожного грузовика ГАЗ-66. Только его двигатель ЗМЗ-513 был перенесен на заднюю часть шасси, кабина посажена выше, а под ней проходил ленточный погрузчик, перегружавший снег от передней фрезы в кузов обычного самосвала. Вот только выпускались такие снегоуборщики в малых количествах, а их производство было прекращено еще в восьмидесятых.

Источник