После того, как в конце февраля начался визит армии РФ на Украину, ЕС ввел против России жесткие санкции. Следствием этого стал массовый уход европейский автопроизводителей с рынка РФ.
В июне продажи китайских грузовиков в России достигли 1781 единицы, что составило 30,9% от общего количества проданных экземпляров. В первую неделю июля, с 4 по 10 июля, эта доля продолжила расти и достигла отметки в 37,7%.
Но кроме импортных грузовиков, в Россию также были прекращены поставки двигателей и других автокомпонентов. Разрыв цепочек поставок негативно сказался на всех отечественных автопроизводителях. Менее чем за полгода прогнозы относительно рынка грузовых автомобилей стали реальностью. Китайские производители начали быстро расти, и постепенно грузовики, сделанные в КНР, начали замещать европейские бренды.
В лидирующей пятерке первое место занимает бренд Sinotruk Howo, который за этот период продал 190 грузовиков; второе место у Shaanxi Automobile с проданными 188 автомобилями; третье место занял FAW Jiefang, реализовавший 82 единицы; за ним следует JAC (71 экземпляр) и SAIC (27 штуки).
Однако положительная для китайцев динамика продолжала развиваться, и, наконец, во вторую неделю июля произошел важный перелом — впервые количество китайских грузовиков, проданных в России, превысило суммарные продажи российских автопроизводителей и других импортных брендов.
В числовом выражении получается следующая картина: продажи китайских грузовиков составили 630 единиц, (44% рынка), а доля российских компаний достигла всего 617 единиц (43%). Некоторые российские аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем рыночная доля грузовиков из КНР, вероятно, продолжит расти.
Если посмотреть на отечественный автопром, то КАМАЗ по-прежнему является лидером на российском рынке, но после него сразу выстраиваются китайские бренды. Пока у КАМАЗа еще есть запас импортных комплектующих, но трудно прогнозировать, как у него пойдут дела после опустошения складов. Современные МАЗы сегодня комплектуются китайскими двигателями и коробками. Но честно говоря, китайские автопроизводители пока не спешат продвигать свои флагманские модели, которые обладают не только привлекательным дизайном, и имеют довольно высокий технический уровень.
Качество грузовиков, производимых в Китае, становится все лучше и лучше, и происходит это, из-за растущей конкуренции на внутреннем рынке, где местные автопроизводители вынуждены смотреть не только друг за другом, но на европейские и японские бренды. Таким образом, можно сделать вывод, что китайские производители грузовых автомобилей, устоявшие на таком интенсивном рынке, как в КНР, также становятся весьма конкурентоспособными и на международной арене.