Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Автобус «Неман»

Павел Гаманьков.

Не случайно на страницах нашего журнала с завидной регулярностью появляются материалы о белорусских автобусах марки «Неман». Дело в том, что руководство УП «Досведчы завод «Нёман» всерьез намерено отхватить «кусок пирога» на рынке автобусов малого класса. В 2007 году были представлены два образца, готовых к производству, – «Неман-3231» и польско-итальянско-белорусский продукт на базе IVECO – Neman-Cacciamalli. Теперь я познакомился с третьим претендентом на серийный выпуск. Это китайский автобус CCJ6660D компании 长春牌 (иероглифы Петров вольно перевел как «Чанчунь – Весеннее Наступление»), представленный неизвестной фирмой «ООО «Чаньчуньская торгово-промышленная компания «Ифа» и созданный методом крупноузловой сборки на «Немане».

Автобус хоть и предназначен для городских пассажирских перевозок, но сварной кузов облицован стальным оцинкованным листом. Интересно, что передняя и задняя маски в отличие от большинства современных автобусов не пластиковые, а тоже штампованные стальные. Для входа-выхода пассажиров предусмотрены две одностворчатые двери на пневматическом приводе, расположенные в базе и заднем свесе.

«Неман-3232» (такое у него теперь имя) смотрится симпатично. Можно отметить достойное качество сварки и окраски кузова. Даже при желании не найдешь неаккуратный сварной шов или неравномерные зазоры между панелями, что для китайской техники нетипично.

В салоне установлено 23 сиденья. Предусмотрены и поручни для стоящих пассажиров. Но общая вместимость не определена. Видимо, для китайских конструкторов данный показатель не является существенным, и общая вместитель ность ограничивается принципом «сколько влезет». Благодаря своеобразной схеме размещения кресел (часть пассажиров сидит, как в вагонах метро) в салоне очень просторно. Ширина прохода – более 60 см. Уж если автобус рассчитан на работу в городе, то возле каждой из дверей имеются небольшие накопительные площадки, но добраться до них можно через три ступеньки.

Китайско-белорусский автобус оснащен 4-цилиндровым турбодизелем Yuchai и китайской 5-ступенчатой механической КП. Силовой агрегат соответствует экологическим нормам Euro 3, а вот с его креплением у белорусских конструкторов сразу возникли трудности. В Китае на CCJ6660D монтируют совсем другой 95-сильный двигатель CY4100ZLQ (Euro 1) производства Dongfeng Chaoyang DEC, Ltd. (Дунфын Чаоян). Соответственно мотор Euro 3, доставленный в комплекте с шасси Dongfeng EQ6590KSP1, никоим образом не хотел крепиться к раме, и пришлось заводчанам включать смекалку. Китайские же товарищи-тунчжи лишь разводили руками, мол, ничего не знаем, вы заказывали мотор Euro 3, а мы таких агрегатов на этот автобус не ставили и ставить не собираемся, а как его крепить – вообще без понятия! Такое вот чудо кооперации.

Шумоизоляция как на месте водителя, так и в салоне неплохая, на порядок тише, чем в «Богдане» или МАЗ-256. В движении автобус ведет себя предсказуемо: силовой агрегат не назовешь зверем, но тянет он неплохо – на полноценные 85 «коней» (и это самая форсированная версия в гамме двигателей YC4F115!). Для движения в городском потоке его мощности вполне достаточно, но все портит «кривая» схема переключений степеней в КП, заимствованная с японской лицензии: попасть в нужную передачу получается не всегда. Подрулевые переключа тели расположены, как на праворульных машинах – в зеркальном отражении. По привычке включаешь указатель поворота левой рукой, а тут срабатывают «дворники»! Включаешь правой рукой «дворники» – моргают «повороты»!

Направляясь на встречу с китайско-белорусским автобусом, я был настроен довольно скептически. Было очевидно, что при выборе предприятия-поставщика комплектов для сборки на белорусском заводе будут руководствоваться в первую очередь минимальной стоимостью предлагаемой продукции, иначе автобус врядли окажется конкурентоспособным на рынке СНГ. А что в таком случае ожидать от него? Но… я поспешил с выводами. Во-первых, «Неман-3232» оказался симпатичным как внутри, так и снаружи. Во-вторых, приятно удивило качество сборки. Так что дело осталось только за дилерской маржой. Если она будет разумной, автобус сможет заинтересовать потенциальных потребителей.

Технические характеристики «Неман-3232»
Габаритные размеры, мм 5998х2280х2840
Полная масса, кг 6600
Число мест для сидения 23
Двигатель Yuchai YC4F115-30
Рабочий объем, см3 2659
Мощность, л.с. 85 при 3200 мин-1
Крутящий момент, Н·м 285 при 2200 мин-1
Удельный расход топлива по двигателю с максимальной нагрузкой, г/кВт·ч 203
Коробка передач 17ТС09D-000030
Число передач, вперед/назад 05/ 1
Максимальная скорость, км/ч 90
Подвеска всех колес Зависимая рессорная
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная
Рулевое управление С гидроусилителем

Mission News Theme от Compete Themes.