Денис Дементьев.
Вы не подумайте, дорогие читатели, что сейчас с вами будет проведен сеанс групповой терапии на тему религиозного бессмертия души и перевоплощения тел. Хотя эта история имеет некое отношение к «перевоплощению», ибо этот забавный случай приключился, когда я узнал о доселе неизвестном мне транспортном средстве «Вилия», выпускаемом в дебрях белорусских лесов, в городе Вилейке, на местном ремзаводе. Откровением для меня уже после выхода статьи об истории вахтовки «Волгарь» стала новость, что выпускаемый по сей день (!) вахтовый автомобиль «Вилия» есть не что иное, как ТС-3966 «Волгарь». Опа, приехали!
Как только эта новость подтвердилась, я попытался съездить в братскую республику на «археологические раскопки». Но как я ни старался, выбраться из Москвы погрязшему в делах студенту оказалось не по силам. В итоге я заслал «шпионов» под предводительством моего коллеги Павла Гаманькова, за которым, кстати сказать, я никогда не наблюдал интереса к подобным темам. Тем не менее благодаря ему результаты спецоперации оказались очень любопытными. Неудивительно, что о Вилейском ремонтном заводе, расположенном в 100 км от Минска, на границе с Литвой, мало кто знал – места-то действительно глухие. А между тем продукция завода преспокойно бегает по белорусским дорогам. Итак, что же в итоге обнаружилось?
В общем и целом предприятие, организованное еще в 1959 году на базе бывшей машиномелиоративной станции, мало чем выделялось среди подобных себе в системе сельского хозяйства. Перед ремонтным заводом была поставлена первоочередная задача по капремонту автокранов и двигателей. Так, за 1960 год было отремонтировано 660 моторов разных марок и 60 автокранов. Потом на заводе освоили капремонт ЗИЛ-130, начали изготовлять деревянные борта для ГАЗ-51А, ГАЗ-53А…
В конце 1960-х – начале 1970-х годов на заводе был значительно обновлен станочный парк, что позволило освоить в производстве машиностроительную продукцию. Появились первые передвижные деревянные вагоны-домики ВД-8М, а в X пятилетке было выпущено уже 2900 вагонов-домов и 735 вагончиков, переоборудованных под полевые столовые. К слову сказать, в 1986 году завод освоил выпуск мобильных зданий МК-7М «Ставрополец» с цельнометаллическим кузовом по документации Буденновского РМЗ. С тех пор мобильные здания – визитная карточка предприятия.
В конце 1970-х освоили производство первых автомобилей – это были фургоны-мастерские АЖ-М по документации ВНИИТИМЖ (г. Минск). Интересный факт: эти же кузова выпускал в 1960-х Шумерлинский завод спецавтомобилей и ряд других. С тех пор внешний вид фургона, да конструкция кузова практически и не изменились: деревянный каркас, обшитый оцинкованным железом. Годовой объем производства АЖ-М составлял примерно 600 кузовов.
А в декабре 1988 года случилось то, что, собственно, и послужило поводом написать эту статью. По проекту ВКЭИА (г. Львов) были выпущены первые 5 вахтовых автомобилей ТС-3966 «Волгарь» – точные копии тех, что выпускались в Куйбышеве. Заводу установили годовой план 500 шт., однако с освоением новой технологии изготовления цельнометаллических кузовов предприятие выпустило в 1989 году 100 шт., а в 1990-м – 300 шт. С распадом Союза необходимость в выполнении плана отпала, и Вилейский ремонтный завод выпускал по 15–17 «Волгарей» в месяц, больше покупателям и не требовалось. В этот период начали делать «Волгари» не только в пассажирском исполнении, но и различные грузопассажирские версии для коммунальных служб.
В 2002 году в связи с истекшим сроком технических условий на ТС-3966 «Волгарь» на заводе самостоятельно разработали новую документацию этой же «вахтовки», которая была зарегистрирована уже в Республике Беларусь как «транспортное средство «Вилия» (ударение на первый слог). От перемены названия конструкция самой «вахтовки» не поменялась. Изменения коснулись лишь формы углов кузова и пассажировместимости – по настоянию белорусской ГАИ число мест в кузове уменьшили с 20 до 16. Сейчас «Вилию» выпускают в трех пассажирских исполнениях: «Вилия-33» – базовая модель на шасси ГАЗ-3307 / -3309; «Вилия-53» – кузов для установки на давальческое шасси семейства ГАЗ-53; «Вилия-66» – то же самое на шасси ГАЗ-66. И это не считая множества комбинированных грузопассажирских вариантов.
Интересно, что сейчас, когда вокруг бушует глобальный кризис, а предприятия автопрома порой вынуждены останавливать конвейеры, дела на Вилейском ремонтном заводе обстоят неплохо. Конвейеры останавливать не приходится – их там нет, зато на стапелях без лишней суеты рабочие спокойно собирают кузова «вахтовок» и мастерских. Похоже, выпуск автомобилей предприятие пока даже и не планирует сворачивать, по крайней мере, до 2013 года – именно на этот срок на транспортное средство «Вилия» получены все разрешительные документы.
Что ж, рано я хоронил «Волгаря». видимо, под новым брендом его еще будут выпускать ближайшие несколько лет! И не зря тогда написал про перечень предприятий-изготовителей, что он «скорее всего далеко не полный». ОАО «ВРЗ» в списочек добавили, а кто же следующий?