На Ганноверском автосалоне отделение коммерческого транспорта Groupe Renault представило концепцию беспилотного развозного фургона EZ-Pro. В Европе за транспортными средствами этого типа закрепилось прозвище «автомобили последней мили». На них ложится доставка мелких партий груза до конечного потребителя. Задача совсем не простая. Склад может находиться на соседней улице, однако неправильный выбор транспорта сведёт всю экономику процесса в минус. Для начала Renault предлагает отказаться от водителя…
Впрежние времена статью о таком автомобиле озаглавили бы: «Дизайнеры шутят!» Помните? Физики шутят, патологоанатомы шутят… Впрочем, представляя в Ганновере беспилотный развозной фургон, старший вице-президент альянса Renault-Nissan-Mitsubishi по коммерческому транспорту Ашвани Гупта был даже слишком серьёзен.
«В Renault EZ-Pro отражено наше представление о доставке товаров и услуг в экосистеме «умных городов» будущего. Предложенные решения открывают многочисленные возможности для самых разных наших партнёров. Некоторые мы сегодня демонстрируем вместе с DPD Group, Cofé \ Lomi, Piper-Heidsieck и Patrick Roger», – заявил господин Гупта.
Урбанистические вызовы
В устройстве EZ-Pro найдётся много общего с легковым беспилотником Renault EZ-Go, показанным в марте 2018 года на Женевском автосалоне, а также с первым, как его называют в компании Renault, «премиальным робокаром» – EZ-Ultimo, который представили на юбилейном Парижском автосалоне в октябре. Это своеобразный творческий триптих дизайнеров Renault. Кстати, в многонациональной команде, создававшей эти проекты, трудился и россиянин Андрей Басманов, выпускник Уральской государственной архитектурно-художественной академии в Екатеринбурге.
Объединены концепт-кары идеями общества будущего. По прогнозам, к 2030 году 78% европейцев и 70% китайцев поселится в городах. EZ-Pro отвечает на урбанистические вызовы передвижением без участия водителя и встраиванием в сквозную цифровую среду. К французскому беспилотнику можно получить доступ со смартфона, а владеть – строго по необходимости. Из примет транспортной системы будущего нам более-менее знаком именно каршеринг. А ещё предстоит освоить карпулинг (от английского – carpooling) – это когда несколько случайных попутчиков объединяются, чтобы отправиться на одном автомобиле по общему маршруту, и платунинг (от английского же platooning) – движение нескольких беспилотных машин плотной колонной по запрограммированному маршруту. Поскольку EZ-Pro – коммерческая машина, то здесь свои особенности.
Шаг назад, два вперёд
Технических подробностей весьма немного. Сообщается, что EZ-Pro отвечает 4-му уровню автономности по пятибалльной шкале SAE. При этом внутри отсутствуют органы управления, что соответствует уже 5-му уровню. В непредвиденной ситуации должен выручить диспетчер. Он примет управление на себя отдалённо и либо устранит проблему, либо доведёт автомобиль до базы. У тех, кто хоть раз застревал в лифте, такая информация вызовет законное недоверие.
У всей троицы – шасси с одинаковой базой 3,88 м. Это именно шасси, поскольку основой служит рама платформенного типа, внутрь которой помещена электрическая батарея, заряжаемая беспроводным, индуктивным способом. Так, на 120-м году своего существования компания Renault возвращается к рамной конструкции, пусть и на продвинутом, как сейчас модно выражаться, «уровне 2.0». Подвеска – пневматическая, с изменяемым клиренсом. По необходимости EZ-Pro может практически ложиться на асфальт, например, превращаясь в стационарную торговую точку. Управляются все четыре колеса, но ведущими сделана только одна пара. Причём это могут быть как передние, так и задние (как в случае с EZ-Pro) колёса. Все три концепт-кара объединены префиксом EZ, который сама компания предлагает произносить как английское слово easy (легко, просто).
Именно так, запросто, EZ-Pro сможет менять кузова. Подчинённые Луи Морасса, квебекца, с 2005 года возглавляющего отдел дизайна коммерческих автомобилей Renault, придумали для EZ-Pro массу назначений. Обойдясь при этом всего двумя видами кузовов – как у поездов метро, где существуют головной и промежуточный вагоны. Оценить результат, как уже поведал господин Гупта, пригласили доставочную контору DPDgroup, парижский кафетерий Café Lomi, дом шампанских вин Piper-Heidsieck и известного шоколатье Патрика Рожэ.
Гармонизация с будущим
В первом варианте кузов имеет более обтекаемую наклонную переднюю стенку, куда встроена дверь, – это вариант с рабочим местом экспедитора (или продавца) внутри. Из органов управления предусмотрен лишь джойстик. Им экспедитор сможет «уточнять» положение автомобиля, когда выключен автономный режим. Полезный объём такого кузова – 6 м3. Второй вариант вдвое вместительнее, 12 кубометров. Он полностью симметричный, с вертикальными стенками и не предусматривает никакого вмешательства в управление. Доступ внутрь – исключительно через боковые стенки. При этом углы обоих кузовов заметно скруглены. Дизайнеры считают, что так EZ-Pro органичнее впишется в городской пейзаж будущего. Пусть и в ущерб вместимости.
Renault EZ-Pro легко перевоплощается, например, в передвижной кафетерий. Однако наиболее интересной является именно функция доставочного фургона. Обороты интернет-торговли растут в среднем на 15% ежегодно (в Китае – на 30%). Именно в Китае появился крупнейший в мире интернет-магазин Aliexpress. Согласно приведённым Renault показателям, к 2030 году грузооборот интернет-торговли вырастет на 20% в Европе и на 125% – в Китае. Гораздо интереснее другие величины. Наиболее затратной оказывается «последняя миля», т. е. конечная фаза доставки товара – до порога заказчика. Стоимость «последней мили» колеблется от 35 до 50% всех затрат на доставку. Ежегодно во всём мире на покрытие «последней мили» тратится около $86 миллиардов. Вот тут на выручку и приходит беспилотный, автоматизированный доставщик EZ-Pro.
На чём сэкономить?
Наиболее очевидная статья экономии – отказ от услуг водителя и экспедитора. Загрузившись на автоматизированном складе, самостоятельно просчитав оптимальный маршрут, EZ-Pro следует по адресам, сообщает получателям о прибытии, а те сами, пользуясь уникальным кодом, открывают положенную ячейку и извлекают посылку. Ячейки могут быть любой формы, например, для доставки шампанского. Подойдёт EZ-Pro и для использования в обратном направлении. Адресат заказывает прибытие фургона через смартфон или планшет, загружает, даёт команду, куда везти. Перед нами своего рода «автомобиль-услуга» многоликий в своих проявлениях.
Как не вспомнить, что на подобные услуги сегодня приходится до 30% всего городского транспортного потока. Массовое использование фургонов типа EZ-Pro снизит загруженность улиц, поскольку беспилотник выстраивает рациональный маршрут поездок, разумно взаимодействует с другими участниками движения, подстраивается под режим работы светофоров и не создаёт аварийных ситуаций.
Ассоциативные связи
Дверь в передней стенке кузова, обособленные колёсные арки, нарочитая функциональность… – всё это однажды мы уже где-то видели. EZ-Pro вызывает ассоциации с французской «буханкой» – фургончиком Renault Estafette (с 1950 по 1980 год сделано 533 209 штук). По своей многофункциональности EZ-Pro сродни другому популярному французскому фургону, Citroёn Type H, выпускавшемуся ещё дольше, с 1948 по 1981 год (построено 473 289 экземпляров). Дверь в торце – явление в автомобильном мире крайне редкое, и первое, что приходит на ум – мотоколяска Isetta итальянской компании Iso. На её основе с 1953 по 1958 год в Италии и Испании выпустили 4900 развозных грузовичков Autocarro, доказав, что выходить из автомобиля всё же удобнее сбоку. Сами же создатели Renault EZ-Pro называют источником вдохновения пластиковые коробочки для еды, широко распространённые во всём мире ланчбоксы, бенту, дошираки, судки.
Ваш комментарий будет первым