Мы часто придираемся к российским компаниям-кузовщикам: то панели у них криво состыкованы, то герметик неровно лежит. Вот, мол, у иностранцев — другое дело… Так думал и я, когда летел в Германию на выставку переделок малотоннажников Mercedes. Шесть лет назад на аналогичном мероприятии побывал наш редактор Федор Лапшин — тогда в багажнике полицейского «каблучка» Citan он обнаружил макет пистолета-пулемета Heckler und Koch и сфотографировался с ним, вызвав у мерседесовцев неподдельный ужас (мол, мы мирная компания и не должны ассоциироваться с оружием!). Видимо, немцы запомнили тот случай: на сей раз одинокий полицейский Vito стоял запертым. А основная часть экспозиции была посвящена его старшему брату — Спринтеру.
…с временной деревянной сидушкой
Автодома с оригинальными кузовами строят на таких шасси…
Поскольку со сменой поколений в прошлом году Sprinter получил в придачу к заднему и полному приводу еще и передний, простор для творчества кузовостроителей расширился — в этом заинтересован сам Mercedes, выпускающий не только готовые автомобили, но и полуфабрикаты для дальнейшей переделки.
Еще одна заготовка под будущую переделку — «голова с колесиками»
Вот, например, «голова» переднеприводного Спринтера с силовым агрегатом и топливным баком, к которой временно прилажена тележка с маленькими колесиками. Эта заготовка в будущем может превратиться хоть в скорую помощь, хоть в почтовый фургон, хоть в кемпер.
Автодом Carthago — Maybach среди Спринтеров
Автодом Carthago — Maybach среди Спринтеров
Автодом Carthago — Maybach среди Спринтеров
Не менее забавно смотрится шасси и вовсе без кабины, с деревянным стульчиком вместо водительского кресла. На таких полуфабрикатах строят автодома, в которых зачастую даже невозможно узнать прародителя! Такие, как показанный кемпер Carthago: выглядит он роскошно, но и стоит как несколько обычных фургонов — от ста тысяч евро.
В кабине — новые консоли в центре с дополнительными кнопками
Скорые в Германии обычно строят на базе шасси с самыми мощными двигателями
Внутри модульного кузова светло и просторно
Еще больше, порядка 160 тысяч евро, придется отдать за скорую с модульным съемным кузовом из 40-миллиметровых сэндвич-панелей. Такие кузова очень просторны, однако нижегородский Самотлор в свое время отказался от подобного решения: машины получались слишком дорогими. А немцам — в самый раз! Кстати, немецким скорым разрешено развивать до 140 км/ч, поэтому их обычно строят на шасси с самыми мощными моторами.
…но «косяки» наподобие металлического пола, настеленного поверх коврика
У почтового фургона Spier оригинальные кузов и двери…
Увидев белый почтовый фургон со сдвижными дверями, я вспомнил желтого «почтовика»-старичка Mercedes T1, который мы испытывали прошлой зимой. Кузов той машины делала фирма Kögel, а этой — другая компания, Spier. Выглядит новый фургон классно, но вот само исполнение…
Посылки в кузове разделяются примитивными стропами, а о края металлических полок можно поцарапаться
В секции над головой водителя есть подставки для бумаг
Складное пассажирское сиденье также оборудовано ремнем безопасности
Полностью стеклянные сдвижные двери — несомненный плюс, только почему они открываются туго, словно створки дешевого шкафа-купе, да еще и скрипят? О полки в грузовом отсеке легко оцарапаться, стеклопластиковый колпак над кабиной просвечивает изнутри. А пол из рифленого алюминия настелили прямо поверх стандартного резинового коврика. Кузов старичка Т1 сделан куда добротнее! И это при том, что одна переделка стоит 30 тысяч евро, а цена комплектной машины стремится к полтиннику.
…питаться от внешнего источника энергии
Этот Sprinter с литовским «рефом» выглядит вполне стандартно…
Но его установка может работать автономно от батареи либо…
Примерно этих же денег стоит скромный на вид «реф» литовской фирмы Carlsen Baltic. Его холодильная установка может работать автономно от литий-ионной батареи емкостью около 2 кВт·ч — этого хватает на день, а подзарядиться можно (загибайте пальцы) от двигателя, внешнего источника питания либо солнечных панелей на крыше. Сама же батарея установлена в кузове так, что не мешает европалетам на полу. Кстати, пара подобных машин, только на шасси других марок, работает в Санкт-Петербурге. Ну а раз зашла речь о России…
«Ах, эта свадьба пела и плясала» — и ехала на Спринтере, переделанном в России
Этот смотр в основном немецкий, и иностранных производителей тут можно пересчитать по пальцам. Тем удивительнее было встретить пару микроавтобусов Sprinter с надписью «автоматическая дверь» на русском. Ахтунг, наши в городе!
Оказалось, эти машины подготовил российский партнер Мерседеса по доработкам кузовов — ПКФ Луидор из Балахны под Нижним Новгородом. Луидоровцы превратили один Sprinter в туристический автобус, а другой — в свадебный трансфер, да так, что не придерешься. Пластиковая облицовка стен без стыков, вентиляционные каналы плавно поднимаются над задним рядом сидений, освещение полностью светодиодное, над удобными креслами — полки для вещей. Вдобавок здесь есть USB-порты для зарядки, четырехкиловаттная печка-автономка и 22-дюймовый телеэкран на перегородке. Правда, проход между креслами узковат — «Все потому, что кто-то слишком много ест»? На фоне этой красоты даже российская цена 4,7 млн рублей (в переводе это около 66 тысяч евро) не кажется чересчур высокой. Кстати, это не предел: Mercedes предлагает у нас аналогичные микроавтобусы, только с семью местами в салоне, почти по 5,5 млн. Но в Германию Луидор приехал не продавать, а себя показать: здесь и своих переделок хватает.
Вид с 25-метровой высоты из люльки на Спринтере-автовышке
Примечательно другое: еще несколько лет назад в России кто только не занимался переоборудованием малотоннажников! Микроавтобусы из разнокалиберных фургонов «пилили» чуть ли не в каждом гаражном кооперативе. Сейчас же на этом рынке остались в основном крупные игроки вроде того же Луидора, Самотлора-НН или Нижегородца, которые вынуждены держать планку качества — иначе можно лишиться статуса партнера иностранных производителей и заказов на круглые суммы. И такое рвение похвально — равно как и то, что можно заказать фирменный Mercedes, переделанный на нашей земле не хуже, а то и лучше немецких.
По ступенькам
В программе выставки значился тест-драйв Спринтера 4х4. Накануне шел дождик, и я переживал, что запачкаю ботинки в грязи. Зря боялся! Организаторы соорудили мини-трек с препятствиями прямо на газончике, а длина маршрута не превышала пары сотен метров.
Сам Sprinter нового поколения с полным приводом легко отличить от обычного по высоте: дорожный просвет увеличен до 23 см. Это улучшает геометрическую проходимость, но усложняет посадку: на ступеньку надо буквально запрыгивать. Из прочих ощутимых отличий от обычных версий — более заметный шум трансмиссии: здесь стоит умный полный привод, который в стандартном режиме распределяет крутящий момент между осями в соотношении «35% вперед, 65% назад». Но если колесо забуксует, система 4ETS, интегрированная в функционал ESP, перераспределит момент. Более того, она способна даже имитировать блокировки дифференциалов — правда, из-за этого в теории могут перегреться тормоза, да и износ колодок повысится. Дополнительно можно заказать понижающую передачу — для версий как с «механикой», так и с «автоматом». Стоит ли говорить, что такой Sprinter прошел предложенную «песочницу со ступеньками» играючи!
Дорожный просвет Спринтера 4х4 составляет 23 см, угол въезда — 26 градусов, а угол съезда (у короткого фургона) — 25 градусов
Такая «диагоналка» полноприводному Спринтеру не страшна
Интерьер кабины Спринтера 4х4 не отличается от оформления обычного
Но цена… Даже самый простой грузовой фургон Sprinter 4х4 с «механикой» у нас стоит примерно от 3,9 млн рублей против 2,6 млн за неполноприводный аналог, а цена варианта с большим кузовом, «автоматом» и прочими опциями легко переваливает за отметку 5 млн.
Компания Bimobil построила автодом на полноприводном шасси — за него просят минимум 150 тысяч евро
Компания Bimobil построила автодом на полноприводном шасси — за него просят минимум 150 тысяч евро