Мы решили внести разнообразие в наши экскурсы в историю. Ведь Gulf славен не только гонкой на выносливость 24 часа Ле-Мана.
Моторное масло Gulfpride («Лучшее моторное масло в мире») появилось на рынке в 1928 году. Именно его использовал гонщик Эб Дженкинс (Ab Jenkins) на своей специальной гоночной модели Duesenberg Special, прославив не только бренд Gulf, но и озеро Бонневиль.
Озеро Бонневиль стало Меккой любителей автоспорта не сразу. Давным-давно, в 1896 году, организатор трансамериканской велогонки от Нью-Йорка до Сан-Франциско Уильям Д. Ришел случайно оказался в забытом богом и людьми городке Вендовер, штат Юта, в 88 милях от Солт-Лейк-Сити. Аборигены показали заезжему антрепренеру местную достопримечательность — гигантское высохшее соляное озеро Бонневиль. Ришел был поражен не только его грандиозными размерами и пугающей красотой, но и плоской, ровной как стол поверхностью, которая тянулась до самого горизонта (еще бы, с площадью 104 квадратных километра!). Правда на то, чтобы стать действительно популярным, озеру Бонневиль потребовалось несколько десятилетий, а Ришелу – немало усилий.
Широкая общественность узнала об уникальном высохшем озере только в 1930-х годах, благодаря Эбу Дженкинсу и сэру Малькольму Кэмпбеллу. В 1940 году Дженкинс стал 24-м мэром города Солт-Лейк-Сити, а до начала политической карьеры профессионально занимался автоспортом. Кэмпбелл был английским гонщиком и журналистом, обладателем немалого количества рекордов как на суше, так и на воде (установленных на моторных лодках).
Эб Дженкинс был уроженцем города Солт-Лейк-Сити, который на рубеже веков считали «родиной скорости» из-за развитой инфраструктуры мотоциклетных и велосипедных гонок. Дженкинс с детства участвовал в гонках.
В 1935 году Эб побил мировой рекорд скорости, проехав двадцать четыре часа на своем гоночном автомобиле со скоростью 217 км/ч по Бонневильской соляной трассе. Эб останавливался каждые два часа на подзаправку, но все равно успел к назначенному времени и преодолел 2 400 миль за двадцать четыре часа. Так началась легенда Бонневиля, самого быстрого места на Земле. А заодно и история особого вида автоспорта, лендспид-рейсинга — гонок один на один со скоростью.
Вскоре, британцы, которых Дженкинс пригласил на соляное плато, повергли его рекорд, используя автомобили с мощными авиационными двигателями. Дженкинс, также поставил на свой гоночный авто Duesenberg 29-литровый (1750 куб. дюймов) V12 от самолета Curtiss и, в течение сезона 1936 года, установил новые рекорды скорости. Именно тогда автомобиль получил прозвище «Мормонский Метеор»!
В 1940-м Дженкинс, уже будучи мэром Солт-Лейк-Сити, улучшил результат, проехав со скоростью 259,394 км/ч. Превысить скорость Эба смогли только(!) в 1990 году и только(!) командой из восьми гонщиков. Другой, 48-часовой скоростной рекорд до сих пор никто не побил.
Трейлер фильма «Мальчики Бонневиля: Гонка по соляной равнине» об Эбе Дженкисе:
Само озеро Бонневиль заслуживает более подробного описания. Высохшее озеро получило свое имя в честь Бенджамина Бонневиля – офицера американской армии, траппера (так называют охотников на пушных зверей в США) и исследователя Дикого Запада. Его исследования были описаны писателем Вашингтоном Ирвингом, благодаря чему озеро и приобрело широкую известность: в 1837 году вышла книга, получившая название «Приключения капитана Бонневиля».
Озеро Бонневиль часто называют «Землей скорости» или просто «Солью». Озеро сформировалось примерно 30 тысяч лет назад, а высохло около 16 800 лет назад.
С мая по октябрь Бонневиль покрывается прочной белой коркой, которая позволяет машинам развивать невероятную скорость.
Только на первый взгляд поверхность высохшего соляного озера представляется идеальной для скоростного вождения. Описать ее свойства довольно трудно; впрочем, вы можете создать свой собственный Бонневиль в миниатюре. Насыпьте в большую сковороду обычную поваренную соль слоем в пару сантиметров толщиной. Теперь залейте ее водой по самые края и уберите с глаз долой в какое-нибудь сухое место. Через пару недель вы увидите, что в сковороде образовалась твердая блестящая соляная корка. Казалось бы, неплохо для гоночной трассы. Но если просто потереть ее рукой, то верхний блестящий слой превращается в мельчайшую соляную муку. Чем больше автомобилей проезжает по такому покрытию, тем толще становится слой пыли. Ветераны Бонневиля говорят, что прохождение Курса требует от водителя огромного опыта и быстроты реакции. Многие называют соляную трассу самым коварным покрытием в мире и сравнивают ее с полированным ледяным накатом, присыпанным легким снежком. Через несколько часов проведения заездов поверхность Курса покрывается многочисленными выбоинами и колеями глубиной до нескольких сантиметров. На скоростях под 300 и более километров в час, а медленнее здесь ездить не принято, это смертельно опасно. В этом году всего за два дня заездов на Неделе скорости пятеро гонщиков не сумели справиться с управлением и получили серьезные увечья.
Помимо всего прочего, соляная корка работает как наждачный круг. Пробуксовка на старте и во время заезда может запросто превратить в лохмотья комплект очень дорогой специальной резины LandSpeed. Передозировка тяги во время заезда приводит не к ускорению, а наоборот, к замедлению болида. Бывалые гонщики знают, что главное для Соли — не количество бешеных лошадей под капотом, а тонкое управление подачей крутящего момента. Вообще, на трассе Бонневиля все автомобили едут немного медленнее, чем на асфальте. Особенно с маленькими колесами, наиболее восприимчивыми к вибрациям. Именно поэтому все болиды для Соли обувают в узкие «рулежные» шины большого диаметра.
1,8 метра достигает в некоторых местах глубина солевых отложений на озере Бонневилль. В 1989 году была образована некоммерческая организация Save the Salt («Спасите Соль»). Целью ее создания был сбор средств, необходимых для сохранения Бонневиля, а также популяризация этого места, его истории и вклада в развитие автоспорта. Создателями организации стали гонщики, бизнесмены и другие активисты. В то время Геологическая служба США подсчитала, что озеро Бонневиль с 1960 по 1988 годы потеряло около 55 миллионов тонн соли. Причем точная причина исчезновения такого огромного количества соли до сих пор не определена. Одно из предположений: потеря связана с глобальным потеплением.
На собранные средства (десятки тысяч долларов США) Save the Salt ежегодно завозит на территорию озера по несколько сот тонн соли. В 2014-м было завезено 600 000 тонн.
На Бонневиле часто проходят киносъемки. Именно здесь снимали американский фантастический фильм 1996 года «День независимости», а также «Пираты Карибского моря: На краю света» с Джонни Деппом. Бонневилль был показан на заставке сериала «Рыцарь дорог».
На территории озера в 2006 году успешно приземлилась спускаемая капсула космического аппарата «Стардаст» с образцами кометного вещества.
Главные соревнования на озере Бонневиль – Speed Week («Неделя скорости») – проходят с 1949 года. Погонять на Соли может каждый желающий. Приехать можно практически на любом транспортном средстве с любым количеством колес и любым типом двигателя. Для любого монстра обязательно найдется соответствующая категория и класс. Большинство автомобилей и мотоциклов, участвующих в заездах, создаются их хозяевами по собственным чертежам. По сути Бонневиль — это фестиваль, на котором зрители могут увидеть уникальные и неповторимые произведения инженерного искусства. Во внесоревновательные дни попасть на озеро Бонневиль может бесплатно каждый желающий. Правда ночевать в палатке там запрещено, так же как и разводить костер, и устраивать фейерверки.
Не забудьте подписаться на нашу страницу, наших подписчиков ждет много интересных новостей и конкурсов! А еще мы оказываем техническую поддержку энтузиастам авто- и мотоспорта, путешественникам и другим активным людям. Пишите, мы обязательно рассмотрим все предложения.
Ваш комментарий будет первым