В очередном нашем опросе, закончившемся вчера, рассуждали, как нам обустроить Россию… в смысле спасти падающий российский авторынок. И не нам чтоб спасать, а государству. И как именно.
Ну и состояние умов заодно проверили, а как же. Надо ведь понимать, насколько сограждане понимают текущую ситуацию.
В целом оказалось, что ситуацию читатели «АвтоСреды» нынче понимают на удивление адекватно. Сказкам не верят, на чудеса не рассчитывают. И причины осознают вполне. Не все, конечно. Но в основном.
Всего за неделю на сайте и в группах «АвтоСреды» в Фейсбуке и ВКонтакте на вопрос Как следует государству поддержать падающий авторынок России? ответили в общей сложности 357 человек.
И патриотично-оптимистический ответ Вкачать деньги в автопром – пусть делают машины подешевле! — дали всего лишь 9% из них.
То есть в основном опыт предыдущих лет уже научил, что сколько ни финансируй отечественный автопром, дешевых автомобилей из этого не выходит. Да и кому, собственно, в этом «отечественном автопроме» сейчас давать деньги — Renault, GM, корейцам, китайцам? Разве что частным владельцам УАЗа и ГАЗа, так и то первому дают (на разработку «русского Прадо»), а последнему если и дадут, то только чтоб не загнуться. А вовсе не для выпуска ультрадоступных машин.
Словом, идея финансово поддерживать автопром как таковой нынче неактуальна от слова «совсем». Удивительно, что вообще есть еще люди, которые этого не понимают.
Другое дело — поддержка и стимулирование спроса. Но льготное кредитование отдельных категорий, хоть и помогло в свое время автопроизводителям, основную массу потребителей отнюдь не утешило. Видимо, поэтому вариант действий государства Ну, льготное кредитование там всякое для покупателей…набрал всего 14% ответов. Слишком узко действие этих мер и далеко не каждый в эти программы может встроиться. Ну и опять же, льгота льготой, а кредит отдавать так или иначе придется, что тоже не всем по силам и уж точно всем не по душе.
Вот программа утилизации автохлама, здорово пособившая в свое время как минимум отечественным производителям (конкретно АВТОВАЗу), глянулась и российским потребителям. И поскольку автохлама за минувшие с той поры годы стало вновь достаточно, а денег в карманах — не стало, часть народа уже просит программу утилизации повторить. И желательно на более выгодных для него, народа, условиях.
В нашем опросе таких желающих оказалось 17%. Они выбрали ответ Новая программа утилизации автохлама – вот выход!
И оно бы, думается, в самом деле продажи авто оживило весьма — если б государство нашло деньги на это. Вернее — захотело бы найти. Потому что на многое другое находит, и снизу не всегда понятно, зачем.
А теперь о том, что понятно большинству участников состоявшегося опроса. 60% респондентов, почти две трети, поразмыслив над возможными мерами, на вопрос «как лучше поддержать рынок» выбрали ответ А никак. Пока доходы падают, спрос не повысить. И в этом, вообще-то, есть большая сермяжная правда, она же посконная и домотканная (с). Ведь на самом деле нужны от государства не подачки и льготы, а создание условий для развития экономики и повышения доходов граждан. В этом его, государства, и высший смысл, а вовсе не в стимулировании падающих отраслевых рынков и спешном затыкании дыр.
И как-то мешает закончить на оптимистической ноте стойкое ощущение, что большинство выбравших последний ответ уверено — ничего этого государство делать в ближайшее время не намерено. А жаль.