Полноценные двухэтажные автобусы – не частые гости на наших просторах. Двухэтажные экскурсионные машины – ещё бóльшая редкость. А новые «двухэтажники» из Китая – вообще нечто из ряда вон выходящее. Тем не менее компания Higer, под эгидой Русбизнесавто, в очередной раз нашли, чем удивить пассажирских перевозчиков. Знакомьтесь – Higer KLQ6109GS, двухэтажный экскурсионный автобус с низким уровнем пола спроектирован по заказу российского заказчика. Шок – это по-нашему!
Итак, перед нами нестандартный автобус Higer KLQ6109GS, стандартной категории M3 класса I. Навязывать своё мнение о внешности не буду, тем более что машина впечатляет своими размерами, делая дизайн вторичным. Несмотря на индекс мод. 6109 и внешнее сходство с классическими «одноэтажниками» семейства, GS заметно вырос не только в высоту, но и в длину. Прирост переднего свеса – 220 мм, колёсной базы – 500 мм и заднего свеса – 20 мм. Расположение дверей тоже изменилось. Теперь это формула 1–2–0 с приводом обкатывающего типа – одностворчатая широкая «калитка» для водителя и экскурсовода и двустворчатые «ворота» для экскурсантов. Впрочем, возможны варианты, особенно если гид будет выполнять и роль кондуктора. Благо, низкий пол между 1-й и 2-й дверями не осложняет перемещение.
Под крышей
Планировка салона, как обычно, отображена на фото. Уточню, что внизу предусмотрены четыре «социальных» места – без подиумов и с откидными подлокотниками в проходе. Для любознательных отмечу, что за большим красным щитом на первом этаже мест нет. Там находится технологическая площадка довольно большого размера, но очень малой высоты. В тестируемой комплектации на ней разместились инвертор и несколько вместительных отсеков для инструмента. При установке кондиционера в них частично пропишется оборудование системы охлаждения воздуха – это логично, учитывая, что места на крыше под массивный короб не остаётся и радиатор будет вертикально закреплён в корме, над крышкой моторного отсека.
Кстати, максимальная пассажировместимость, несмотря на глобальное увеличение размеров, невелика – 67 человек (без кондиционера) и 63 (при наличии этого полезного агрегата). При перевозке инвалида-колясочника пассажировместимость уменьшается ещё на 4 человека.
Отмечу, что установка системы кондиционирования увеличивает снаряжённую массу на 300 кг. Однако экономить 300 000 руб. на его установке я не рекомендую. Особенности экскурсионного трафика таковы, что две штатные форточки в закрытой части второго этажа и одна полноценная в пассажирской части первого со своими обязанностями не справляются. Хотя…
На крыше
В жару надо путешествовать на открытой всем ветрам площадке, и Higer KLQ6109GS такую возможность предоставляет. Автобус имеет этакий кузов ландо и делит второй этаж на две части: 3/7 – жёсткая крыша, 4/7 – сдвижной тент. Кстати, в целях безопасности, освободить замки тента можно только вдвоём. Зато после этого тент можно передвигать по направляющим буквально одним пальцем.
Впрочем, гораздо лучше китайские товарищи помнят про промозглую дождливую осень и морозную снежную зиму. По крайней мере, именно на это намекает развитая система слива с открытой площадки и мощнейшая система салонных отопителей.
А вот чрезмерное увлечение влагостойкими пластиковыми креслами я не одобряю. Во-первых, на открытой площадке солнце в мгновение ока нагревает их до высокой температуры. Во-вторых, даже в застеклённой части второго этажа они смотрятся диковато, а на первом этаже и вовсе неуместно. Думается, идеальным было бы компромиссное сочетание стандартных городских сидений в крытой части и пластиковых под тентом.
Интересный момент – слушать звуковое сопровождение экскурсии предполагается через наушники. Индивидуальные коммутационные блоки для их подключения расположены на спинках впереди стоящих сидений.
Само собой разумеется, что путешествие на втором этаже стоя не предусматривается в принципе, и низкий потолок во всех даблдеккерах – это навязчивое приглашение присесть. Higer не балует пространством над головой, но, как оказалось, человек ростом 179 см может пройти к свободному месту без особого дискомфорта, причём это касается как тентованной, так и упакованной в железо частей.
Габаритные размеры, мм | 11 250х2500х4000 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Пассажировместимость, чел. сидящих | 67 54+1 |
Двигатель:
|
Cummins ISDe245 41 Турбодизельный, I-6 6728 245 при 2300 мин-1 925 при 1400 мин-1 |
Коробка передач | ZF ECOLIFE 6AP1200B, автоматическая, 6/1 |
Колёсная формула | 4х2 |
Двухэтажная ниша
Ввиду того, что Higer KLQ6109GS является частью семейства 6109G, то и начинка его не очень отличается от остальных модификаций. «Сердце» – продольно расположенный 6-цилиндровый Cummins. «Ноги» – зависимая подвеска, аналогичная полунизкопольному GL. Разве что «обувь» немного отличается – шины 275/70 R22.5 со статическим радиусом 465 мм и скоростной категорией J (до 100 км/ч).
Впрочем, есть и другие важные моменты. Модификация GS представляет собой симбиоз полунизкопольного GL и классического GH. Начинка вроде аналогичная, а вот размещение вспомогательного оборудования по технологическим бортовым отсекам своё. Компоновка передней части, как у GL, топливный бак также в заднем свесе, но не справа, а слева. Туда же перекочевал и бак для мочевины, попутно усложнив процесс долива из-за более мелкого отсека. АКБ и автономный отопитель мало того, что перекочевали на правый борт, так ещё и разъехались по разным отсекам, причём последний пристроился за передним колесом. В общем, всё то, да не так, и от тех, кто уже работал с автобусами семейства, потребуется некоторое время для привыкания.
Зато не исчезли положительные моменты, такие как камера заднего вида «в базе», которая дополнена камерой слежения за ситуацией на втором этаже. С исчезновением перегородки и установкой одностворчатой первой двери кардинально улучшился обзор справа в дополнение к хорошей общей обзорности. Не слышно в салоне двигателя и не ощущаются посторонние вибрации.
Как бы то ни было, семейство автобусов Higer KLQ6109G приросло ещё одной моделью. Несмотря на мелкие огрехи, двухэтажник произвёл хорошее впечатление. Машина понравилась как с точки зрения пассажира, так и при взгляде из-за руля – очень точное попадание в заявленную нишу экскурсионного автобуса.
Но самое главное – это вторжение в новую очень специфическую нишу. Отечественных аналогов таких автобусов нет, да и братья-славяне пока не доросли до выпуска подобной техники. Новые импортные аналоги стоят баснословных денег. Причём даже в Европе это штучный товар, выкатываемый до полного износа и попадающий на вторичный рынок практически исчерпавшим свой ресурс.
В настоящее время в Москве по маршруту курсируют аж три Higer KLQ6109GS, приобретённых ООО «Сити Сайтсиинг Москоу». Ещё две машины работают в Казани, во время Универсиады они перевозили в день около 400 человек, имея 90%-ную загрузку. В глобальном масштабе парка «Мосгортранса», возможно, это ничтожно мало. Но если сравнить их со ВСЕМИ ТРЕМЯ экскурсионными даблдеккерами MAN SD200 (1983–1985 г.в.), работающими в Москве и принадлежащими всё той же компании «Сити Сайтсиинг Москоу», то Higer и Русбизнесавто, – несомненно, победители. Вдвойне важно, что яркие двухэтажные Higer KLQ6109GS будут выполнять роль передвижной рекламы как компании-перевозчика, так и всего семейства 6109G.
Ваш комментарий будет первым