Максим Шелепенков.
Производитель: | ПО «Чайка-Сервис» (Нижний Новгород) | |
---|---|---|
Модель: | Profit | |
Начало продаж в России: | 2007 г. |
Лет десять назад в одной московской коммерческой фирме появился подержанный желтый почтовый фургон Mercedes-Benz серии Т1. Сам по себе факт малопримечательный, если бы не одно обстоятельство – на четыре года я стал водителем этого пепелаца. С того времени я вынес несколько здравых мыслей: Mercedes – машина надежная, но не идеальная; сервис у Mercedes дорогой, но влезать в машину самостоятельно себе дороже; оказывается, бывает такая удобная разновидность фургона – мультистоп. Вот о мультистопах и поговорим!
Привозящий прибыль
Не раз и не два я замечал на себе завистливые взгляды коллег-водителей, когда имел возможность на мультистопе, не выходя наружу, перейти в кузов, чтобы промаркировать, подобрать или просто пересчитать груз. Очень важным это качество становилось в дождь или лютую стужу. Но особенно всех удивляло, когда на узких улочках в центре столицы я, не разворачивая машину лишний раз, подъезжал к месту разгрузки передней сдвижной пассажирской дверью. Ну кто, кроме меня, знал, что достаточно одним движением руки полностью сложить пассажирское сиденье и беспрепятственно разгрузить машину через правую дверь в кабине. Это удобно еще тем, что при каждой разгрузке мне не надо было бегать вокруг большой машины, открывать и закрывать задние двери, а потом снова запрыгивать в кабину. Кто работает на доставке – знает, что обегать машину иной раз приходится раз двадцать на дню. По секрету скажу, что и сохранность личных вещей в кабине при этом намного выше, я же, выполняя свои обязанности, ни на секунду не покидал кабины. Для работы в городе на доставке небольших партий грузов, с частыми остановками на маршруте, автомобилей лучше мультистопа пока никто не придумал – это факт!
Вот только в России, несмотря на успешный опыт эксплуатации таких машин иностранного производства, аналогов никто делать не спешил. Тем отраднее, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки с приходом в 2007 году в этот сегмент рынка нижегородской фирмы «Чайка-Сервис». Эта компания продемонстрировала на августовском автосалоне в Москве фургон-мультистоп на базе удлиненного «Валдая», получившего собственное имя – Profit.
Особенности национального автостроения
Обычно в мультистопы переделывают готовые цельнометаллические фургоны или строят полностью новый легкий кузов на малотоннажном шасси. Наш мультистоп сделан по-особенному. В его основе лежит среднетоннажное грузовое шасси со штатной кабиной и установленным кузовом-фургоном с каркасом из прямоугольных труб. Чтобы придать такой машине новые свойства, конструкторам потребовалось лишь объединить в одно пространство кузов с кабиной, предусмотрев между ними дверь с рольставней. Теперь у водителя или экспедитора появилась возможность в любой момент, не покидая машины, перейти в кузов и обратно. Но для настоящего мультистопа этого мало.
Чтобы облегчить перемещение экипажа по кабине, из нее пришлось убрать двойное пассажирское сиденье, оставив только одно – для экспедитора. Но сделано это было явно наполовину, так как каркас на полу остался широким от двойного кресла и об него регулярно спотыкаешься при попытке перейти в кузов. Удивил и рычажок у пассажирского места, позволяющий передвигать сиденье влево или вправо. Зачем? Ведь никаких преимуществ это перемещение не дает. Может, просто перепутали и установили салазки не вдоль, а поперек?
За счет большого обтекателя, установленного на кабине «Валдая», внутреннее пространство значительно увеличилось. Теперь есть возможность встать в кабине почти в полный рост, слегка наклонив голову (при моем росте 182 см), снять верхнюю одежду и повесить ее на крючок за сиденьями. Так свободно проделать эту операцию в стандартной кабине «Валдая» вряд ли получится. Не смогли на «Чайке» или посчитали это дорогим удовольствием приладить на стандартную кабину «Валдая» сдвижную дверь вместо обычной пассажирской, поэтому боковой разгрузочный люк, закрываемый рольставней, сделали прямо в кузове. Типичная ошибка всех, кто впервые рассматривает новую машину, – проникнуть в кузов через этот разгрузочный люк (снаружи, естественно, ступеньки не предусмотрены) или закрыть с улицы открытую рольставню (дотянуться можно, но только подпрыгнув). После этого заходит разговор о непродуманности конструкции. Наоборот, все продумано! Разгрузочным люком обычно пользуются изнутри автомобиля, подавая через него коробки или посылки. И открывают-закрывают его тоже изнутри!
На классическом мультистопе обычно заботятся об удобной и быстрой загрузке на складах фургона сзади, через двухстворчатую дверь. Для этого обязательно делают широкие и удобные ступеньки при входе в кузов сзади, это дает возможность проходить в кузов даже с занятыми (коробками) руками. На Profit об этой «мелочи» не забыли и все пространство между подкатным брусом и нижней кромкой кузова фургона зашили профнастилом, образовав широкую подножку. Только пользоваться ею с легкостью непросто. Хотя погрузочная высота у Profit по сравнению с обычным «Валдаем» ниже на 100 мм, забраться в него без помощи рук не получается. Наоборот, ищешь ручку, за которую можно уцепиться, а ее как раз и нет!
Берегите голову
С точки зрения водителя, фургон Profit в сравнении с серийными «Валдаями» не претерпел существенных изменений. Под капотом шумит и вибрирует минский дизель, а для включения нужной передачи необходимо обладать изрядной сноровкой. С другой стороны, «Валдай» не вызывает резкого отторжения и воспринимается как обычный бюджетный грузовик – без претензий.
Меня лично за рулем этой машины волновало другое: не ухудшилась ли обзорность назад за счет длинного и широкого фургона? Нет, штатные зеркала дают хорошую картинку и позволяют уверенно двигаться даже в плотном транспортном потоке. А вот сдавать назад только по зеркалам на Profit тяжеловато – у машины сзади выпирает небольшой «хвост» в виде широкой ступеньки, а в зеркала этот «хвост» не виден. Приходится рассчитывать или на постороннюю помощь, или высовываться из машины почти по пояс, пытаясь увидеть, что делается за ней.
При движении на Profit надо постоянно помнить, что над кабиной у тебя еще целый метр пластикового колпака, поэтому в узких местах желательно не задевать им о ветки деревьев и дорожные знаки. Причем контролировать это приходится по наитию, так как в зеркала верхние углы кузова не просматриваются совсем.
Даешь стране мультистопы!
Из сказанного выводы напрашиваются сами собой. Несмотря на явные недостатки в конструкции отечественного мультистопа, нижегородская фирма «Чайка-Сервис» первой ворвалась в совершенно не освоенный у нас сегмент рынка. Причем сделала это не с концепткаром, а с реальным товарным автомобилем, который можно приобрести прямо сейчас. Главное – не остановиться на достигнутом и предложить потенциальным клиентам более широкий модельный ряд мультистопов. Предвижу, что мультистопы на более компактных шасси «ГАЗель» или «Соболь» (в центр Москвы днем можно въехать только на «Соболе») будут более востребованы, чем аналогичные машины на шасси «Валдая». У этих машин база намного короче (маневренность), а погрузочная высота меньше (удобство разгрузки), они наверняка заинтересуют экспресс-почту или много численные курьерские службы. Неплохо бы сразу продумать на этих машинах с правой стороны удобную сдвижную дверь, чтобы даже припаркованные рядом автомобили не становились серьезным препятствием для выхода экспедитора из кабины.
Базовое шасси | ГАЗ-33104 «Валдай» |
Грузоподъемность, кг | 3000 |
Полная масса, кг, В том числе на:
|
7400
2200 |
Снаряженная масса, кг | 4250 |
Погрузочная высота, мм | 900 |
Максимальная скорость, км/ч | 95 |
Двигатель:
|
ММЗ Д-245.7, турбодизель с промежуточным охлаждением, I-4 4750 122 при 2400 мин-1 413 при 1500 мин-1 |
Шины | 215/75 R17,5 |
Правда, у специалистов из «Чайки-Сервис» несколько иной взгляд на будущее Profit – они хотят создать на его базе полноценный автобус. Ведь каркас кузова Profit проектировали совместно с нижегородским политехом, и прочность верхней части конструкции заложили с запасом, чтобы потом целенаправленно создать пассажирскую машину (прочность кузова соответствует Правилу № 66 ЕЭК ООН). Мне же кажется, что рациональной компоновки у автобуса при такой конструкции кузова все равно не получить – стандартная кабина грузовика съедает очень много полезного пространства, а подумать о грузопассажирских модификациях стоит. Фургоны, вахтовые машины для аварийных или коммунальных бригад с пассажирскими местами, расположенными в кузове, из Profit получились бы точно. В любом случае массовое производство Profit пока не грозит – максимальный выпуск, который смогут обеспечить на «Чайке», не более 50 машин в месяц. А значит, каждый изготовленный автомобиль заранее согласован с клиентом и может обрести любую «специальность».
«Спальник» для «Валдая»
В связи с освоением в производстве фургона Profit на фирме «Чайка-Сервис» его пластмассовые кузовные панели будут использоваться и для других моделей. В частности, уже налажен промышленный выпуск спальных отсеков для автомобилей «Валдай», унифицированных с Profit. Такой «спальник» получился более эстетичным и объемным, чем модели, выпускаемые ранее.