На третий уровень автоматизации по классификации SAE претендуют многие автопроизводители. Но даже концерн General Motors с системой Super Cruise или Tesla в итоге смогли сертифицировать свои нынешние беспилотные технологии только по второму уровню. А первой компанией, у которой появился серийный автопилот третьего уровня, оказалась Honda! Японское министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма еще в конце прошлого года выдало соответствующий сертификат системе Honda Sensing Elite, а сейчас на японский рынок вышел седан Honda Legend с такой электроникой.
Напомним, классификация SAE подразумевает пять уровней автоматизации автомобилей. Распространенный сейчас второй уровень — это частичная автоматизация с передачей электронике нескольких функций. А система третьего уровня может полностью брать на себя управление машиной в определенных условиях. У комплекса Honda Sensing Elite за эти условия отвечает подсистема Traffic Jam Pilot, то есть «пробочный автопилот», который полностью берет на себя управление в дорожных заторах: заявлено, что в этих условиях водитель даже может смотреть телевизор!
Кроме того, комплекс Honda Sensing Elite может вести машину по магистрали, удерживая ее в полосе и управляя скоростью. Есть и функция обгона, причем как по сигналу водителя (он должен включить соответствующий поворотник), так и полностью автоматическая (хотя предупреждение все равно есть). Водитель может отпустить руль, но контролировать окружающую обстановку все же обязан: чтобы он не отвлекался, на передней панели установлена камера слежения, и электроника начнет бить тревогу, если зафиксирует, что глаза водителя не смотрят на дорогу.
Что до «железа», то седан Honda Legend (это самая дорогая и престижная модель в японской гамме) имеет стереокамеру под лобовым стеклом, пять миллиметровых радаров и пять лидаров по периметру кузова, а вдобавок положение машины отслеживает навигационная система. Автомобиль оборудован наружной световой индикацией: в передний и задний бамперы встроены синие светодиодные огни, которые включаются вместе с активацией автопилота, предупреждая об этом окружающих.
Подобная индикация есть и в салоне: диодные вставки на руле, над центральной консолью и перед пассажиром светятся синим, когда работает автопилот. Они же начинают мигать оранжевым, если электроника потребует вмешательства водителя. Одновременно включается звуковая сигнализация, а ремень безопасности начинает вибрировать. Если же водитель не отреагирует (например, ему стало плохо), машина сама перестроится к обочине, плавно затормозит до полной остановки, включит аварийную сигнализацию и будет привлекать внимание окружающих звуковыми сигналами.
Если не считать автопилота со всеми его атрибутами, то седан Honda Legend также обрел виртуальную комбинацию приборов (экран диагональю 12,3 дюйма для анимированной индикации работы электроники) и новые колеса. Гибридная силовая установка стандартная: на передней оси установлен атмосферник V6 3.5 (314 л.с.) в тандеме с семиступенчатым преселективным «роботом» и электромотором (48 л.с.), а еще два электродвигателя (по 37 л.с. каждый) вращают задние колеса.
Седан Honda Legend Sensing Elite хоть и назван серийным, но его тираж только 100 экземпляров, и все они предназначены для японского рынка. При этом беспилотная версия в полтора раза дороже базовой: за нее просят 102 тысячи долларов против 67 тысяч за обычный Legend. Наконец, такие машины Honda будет продавать только в лизинг с обратным выкупом. Но понятно, что это лишь начало.