Денис Орлов.
Жилища на колёсах появились задолго до автомобиля. А когда гужевую тягу сменил двигатель внутреннего сгорания, открылись и новые возможности для самоходных домов. Свою страницу в их историю успел вписать и Ульяновский автозавод (см. «Итальянская кухня уаззари»). А совсем недавно московское ООО «Люкс Форм» совместно с УАЗом представило автодом «Байкал» на шасси прославленной «буханки».
Диоген жил в огромном глиняном пифосе. Покоился ли тот горшок на колёсах, летопись умалчивает. Большой чудак был Диоген. Но что заставляло людей и в менее мифологические времена жить буквально на колёсах? Считается, что тяга к перемене мест. Хотя для многих мобильные квадратные метры и по сей день остаются единственным доступным жильём. Взять хотя бы США, страну с богатейшими переселенческими традициями. Да и в СССР в вагончиках жили далеко не одни ударники комсомольских строек. Это, так сказать, предыстория.
Передняя панель наконец-то обзавелась подобием травмобезопасной накладки. Особенность модернизированных в 2016 году УАЗ СГР – центральный щиток приборов с аналоговым спидометром и жидкокристаллическим экраном, среди прочего показывающая температуру охлаждающей жидкости и остаток топлива в баке.
Всеобщая кемперизация
Сегодня, самоизолировавшись от пандемии вируса SARS-CoV-2, более известного как COVID-19, люди во всём мире вновь заинтересовались домами на колёсах. С начала пандемии число просмотров объявлений о продаже motorhomes, campers, caravans в Великобритании выросло на 51% (в июне – сразу на 80%). По данным журнала Auto Trader, 48% британцев предпочло бы не ездить на работу, 32% хотели бы трудиться из передвижного офиса, причём немало и тех , кто считает, что дом на колёсах ему обязан предоставить… наниматель. Изменился и возрастной состав интересующихся. Если раньше это были люди старше 55 лет, то теперь – 18–34 года.
Продажи автодомов в Германии дрогнули было в апреле, как и весь автомобильный рынок. Это был единственный столь глубокий спад (–53%) за десять лет. Однако уже в мае рост составил 31,7% на фоне отчётности того же периода прошлого года – продали 10 674 «райземобиля», как называют в ФРГ такую технику.
Омулёвая бочка
Среднестатистический россиянин предпочитает путешествовать за рубежами родины: и комфортнее, и дешевле, и безопаснее. Впрочем, наша туристическая инфраструктура понемногу подтягивается, дороги становятся лучше и грабят на них теперь реже. «Славное море – священный Байкал. Славный корабль – омулевая бочка». Многим ли довелось любоваться красотами Байкала? Главным же стимулом, как модно выражаться, к изменению тренда, стало закрытие границ.
Тем удивительнее узнать, что модификация «Байкал» изначально создавалась в соответствии с пожеланиями европейских клиентов. Партнёром и дистрибьютором УАЗов в Германии выступает компания Made in Russia GmbH. На её сайте (https://uaz-gaz.de/) уже предлагаются четыре варианта «байкалов»: 1P, 2P, 3S, 4S. Кроме того, предлагается кемпер «Мир» на шасси УАЗ-3303.
Новый «Байкал» создан на базе УАЗ-2206. Модель историческая – выпускается с 1958 года. И хотя за эти годы в «буханку» внесено не меньше изменений, чем в знаменитый Volkswagen Typ 2 «булли», она идёт на абсолютный рекорд продолжительности выпуска. Из наиболее спорных изменений – новое обозначение, введённое на Ульяновском автозаводе для заслуженных «буханок» и «головастиков»: СГР – Старый грузовой ряд.
УАЗ с удобствами
Внедорожный потенциал «Байкала» усилили установкой лифт-комплекта, пневмоэлементов, способных изменять дорожный просвет и регулировать жёсткость подвески, шноркеля и шин BFGoodrich All Terrain. Комплектующие для тюнинга и туристические аксессуары поставила известная фирма РИФ. Непонятно только, почему отказались от неразрезных ведущих мостов типа «спайсер» (задний – с блокировкой дифференциала). Помнится, «сплит» заводские испытатели-старожилы недолюбливали. Хотя бытует и мнение, что составные мосты проходимее: картер не плужит, а режет грунт. За «спайсеры» надо доплатить 38 900 рэ, но может ли это быть решающим в недешёвом по определению кемпере? Кстати, «спайсер» ставят на УАЗ СГР Комби «Трофи» и УАЗ СГР Комби «Экспедиция».
Неотъемлемой частью маленького кемпера является подъёмная секция крыши на пантографах. С помощью этой секции увеличивается внутренний объём кузова на стоянке. У «Байкала» секция сделана из армированного стеклопластика и изнутри декорирована тканью. Высота потолка при поднятом верхе достигает двух метров, что позволяет свободно передвигаться внутри и беспрепятственно раскладывать расположенную на верхнем уровне двуспальную кровать размером 1950х1255 мм. Пластиковые окна и москитные сетки тента повышают уровень комфорта отдыхающих на втором ярусе. При поднятой крыше общая высота «Байкала» составляет 2710 мм (в транспортном положении – 2160 мм). Жёсткость кузова удалось сохранить установкой алюминиевой рамы, усиливающей проём. Масса комплекта – 70 кг.
Ещё одно спальное место (1900х1460 мм) образуется внизу переводом в горизонтальное положение двух секций кровати, прикреплённых к боковым стенкам кузова, и складыванием спинок двух пассажирских кресел.
Кемпер за 23 дня
К услугам путешественников полностью оборудованная кухня со встроенной раковиной и смесителем, небольшим холодильником, 20-литровыми баками для воды, столешницей для портативной плиты, шкафчиками и выдвижными столиками.
Функциональность кемпера расширен комплектом модульной мебели. Она изготовлена из облегченной ламинированной фанеры и крепится на быстросъёмные соединения по заранее установленным направляющим в полу салона. В зависимости от предпочтений модули можно переставить.
Самое интересное – за 23 дня превратить в кемпер предлагают не только новую, но и подержанную «буханку».