Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Конкурсу для грузовиков «Truck of the Year» 30 лет

Александр Трохачёв.

Идея отмечать на международном уровне лучший грузовик сезона в Европе пришла в 1976 году. Конкурс быстро обрел популярность и признание, но со временем не стал прозрачнее. Заседающие в жюри Truck of the Year полторы дюжины представителей транспортных СМИ хранят информацию о выборе победителя как резиденты разведки – секретные сведения. Если когда-то представлялись все номинанты, то сейчас объявляют победителя и только. Набранные претендентами баллы – вообще тайна за семью печатями. И такое впечатление, что для большинства людей кухня конкурса еще долгое время будет оставаться закрытой.

Впервые мы подробно рассказали о специфике Truck of the Year полтора года назад. С тех пор список победителей пополнился двумя позициями, вобравшими в себя три машины: MAN TGX, MAN TGS (2008 г.) и Mercedes-Benz Actros третьего поколения (2009-й). Мюнхенская техника была коронована на выставке коммерческого транспорта RAI в Амстердаме – той самой, которую в нынешнем году из-за кризиса отменили. Вёртовский флагман обрел статус «Грузовика года-2009» на осенней IAA в Ганновере. Где будут объявлять победителя Truck of the Year 2010, пока неясно, ведь осенней выставки RAI, как уже отмечалось, нынешней осенью не будет.

Но даже в разгар кризиса жизнь полностью не останавливается. Будут и претенденты, будет и единственный победитель. Другое дело, что в свете происходящего спада в транспортной отрасли важность конкурса снизится. Перевозчикам и производителям не до титулов. Вот и российский аналог первенства, проводимый журналом «КомТранс», растерял почти половину номинаций. А «главную выставку полезных машин», как ее рекламировали организаторы и на которой объявлялись итоги лучших коммерческих транспортных средств минувшего года в России, вообще отменили…

Впрочем, информации о закрытии Truck of the Year нет даже на уровне слухов. А раз так, конкурс живет! Победителя европейского первенства не выбирают спонтанно. В течение года члены действующего жюри постепенно знакомятся с новой техникой, готовящейся к серийному производству или уже поставленной на конвейер. Все журналисты непременно посещают основные сборочные мощности, заводы двигателей и трансмиссий, испытательные полигоны, выставки и презентации. У членов жюри много «междусобойчиков», на которых происходит ознакомление с новой техникой. Обычно программа для всех одна, и самодеятельность в получении дополнительной информации не приветствуется. Но если по каким-то причинам член жюри не смог прибыть на общее мероприятие, для него организуется отдельный тест-драйв. Так было, например, пару лет назад с Федором Лапшиным, представляющим в конкурсе нашу страну от газеты «Авторевю». Когда он не смог принять участие в тест-драйве Renault Premium Lander за рубежом, по настоянию фирмы на два дня был арендован Дмитровский автополигон. И член жюри, не сумевший опробовать новую машину во Франции, водил ее на территории Подмосковья.

Уместно вспомнить, что не всегда транспортное издание в жюри представляет непременно главный редактор. Нередко эти обязанности возложены на ведущего специализированной рубрики или раздела (как в случае с Федором Лапшиным), ведущего обозревателя газеты, журнала или еженедельника. Когда члены жюри сформируют список претендентов на титул из числа новых грузовиков, они приступают к тайному голосованию. В распоряжении каждого из них 12 баллов. Но их нельзя отдать целиком одному претенденту. Максимально возможное начисление «в одни ворота» – 7 баллов. Оставшимися баллами член жюри вправе распоряжаться на свое усмотрение вплоть до того, что вообще не отдавать их ни одному из кандидатов.

За более чем 30-летнюю историю «Truck of the Year» чаще других марок победителями становились: MAN – 7 раз, Mercedes-Benz – 6 и Volvo – 5 раз. Четырежды корону лучшего грузовика Европы примерял DAF, по три раза – IVECO и Scania. Дважды удостаивался вершины пьедестала почета Renault, по одному разу – Ford и почившие в бозе Leyland и Seddon Atkinson.

Любопытно, если посмотреть на конкурс с точки зрения суммарного вклада претендентов по числу подиумов (победа плюс второе и третье место), то картина по данным на 2007 год будет совсем иной. Недосягаемым для конкурентов станет IVECO, в затылок ему будут дышать Volvo, DAF и Mercedes-Benz, а затем подтянутся MAN, Scania и Renault. Впрочем, все это условно. Каждый год картина меняется, и чествуется только один король – абсолютный победитель «Truck of the Year». Вторые и третьи места могут рассматриваться только как моральное утешение, ведь никаких дивидендов они реально не дают…

Победители и призеры европейского конкурса «Truck of the Year»
1977 1. Seddon Atkinson 200
1978 1. MAN 16/19.280
1979 1. Volvo F7
1980 1. MAN 19.321
2. DAF 2800 Economy
3. FIAT Daily
33 балла
20 баллов
16 баллов
1981 1. Leyland Roadtrain T45
2. FIAT IVECO 170/190 F30
3. Volvo F12 Intercooler
26 баллов
24 балла
23 балла
1982 1. Ford Cargo
2. Scania P/R-series
3. Mercedes-Benz Frontlenker
50 баллов
34 балла
33 балла
1983 1. Renault G260
2. Scania P/R-series
3. Mercedes-Benz Frontlenker
53 балла
40 баллов
33 балла
1984 1. Volvo F10 Intercooler
2. Scania 112
3. MAN 19.361
49 баллов
42 балла
37 баллов
1985 1. Mercedes-Benz LN2
2. IVECO TurboStar
3. Leyland Roadrunner
71 балл
49 баллов
19 баллов
1986 1. Volvo FL10
2. Scania 92
3. DAF ATi 3600
63 балла
58 баллов
13 баллов
1987 1. MAN F90
2. Mercedes-Benz 1635/1644
3. Steyr Mittelschwere series
61 балл
26 баллов
23 баллаb
1988 1.DAF 95-series
2. IVECO TurboStar
3. Pegaso Troner
67 баллов
45 баллов
42 балла
1989 1.Scania 3-series
2. Mercedes-Benz SK
3. MAN M90
62 балла
50 баллов
21 балл
1990 1.Mercedes-Benz SK
2. IVECO TurboDaily
3. IVECO TurboStar 190.48
58 баллов
50 баллов
20 баллов
1991 1.Renault AE Magnum
2. Volkswagen T4
3. IVECO TurboTech
84 балла
31 балл
12 баллов
1992 1.IVECO EuroCargo (6-15 t)
2. Scania TC400 Streamline
3. Mercedes-Benz LEV Range
80 баллов
54 балла
11 баллов
1993 1.IVECO EuroTech
2. DAF 75/85
3. Volvo Geartronic
67 баллов
63 балла
12 баллов
1994 1.Volvo FH
2. IVECO EuroStar
3. DAF 75/85
74 балла
46 баллов
18 баллов
1995 1.MAN F2000
2. DAF 95.500 Super Space Cab
3. IVECO EuroCargo (4×4)
75 баллов
73 балла
17 баллов
1996 1.Scania L-Class
2. DAF 55
3. DAF 85.400
72 балла
33 балла
17 баллов
1997 1.Mercedes-Benz Actros
2. Renault Premium
3. Scania 4-serie
76 баллов
57 баллов
12 баллов
1998 1.DAF XF95
2. Renault Magnum II
3. Renault Kerax
72 балла
61 балл
14 баллов
1999 1.Mercedes-Benz Atego
2. Volvo FM
3. IVECO EuroTech Cursor
69 баллов
64 балла
33 балла
2000 1.Volvo FH
2. IVECO EuroTech/EuroStaeCursor
3. Nissan Atleon
62 балла
56 баллов
31 балл
2001 1.MAN TG-A
2. Renault Midlum
3. Volvo FL
114 баллов
44 балла
29 баллов
2002 1.DAF LF
2. Volvo FH
3. Renault Magnum III
87 баллов
80 баллов
29 баллов
2003 1.IVECO Stralis
2. DAF XF95
3. Volvo FM
102 балла
50 баллов
44 балла
2004 1.Mercedes-Benz Actros II
2. IVECO EuroCargo
3. Volvo FH
91 балл
58 баллов
48 баллов
2005 1.Scania R-series
2. MAN TG-A
3. Renault Mascott
92 балла
80 баллов
28 баллов
2006 1.MAN TGL
2. IVECO Trakker
3. Mercedes-Benz Atego
94 балла
39 баллов
33 балла
2007 1.DAF XF105
2. Renault Premium
3. Volvo FL
80 баллов
61 балл
31 балл
2008 1.MAN TGX/TGS
2009 1.Mercedes-Benz Actros III

 

Источник