Сергей Ионес.
За последние 15 лет в России могло появиться хотя бы несколько новых предприятий, занимающихся массовым производством недорогих масштабных моделей автомобилей. Спрос на их продукцию обеспечен. Собирателей моделей в стране много, желающие купить модель в качестве детской игрушки тоже найдутся. Конкуренция не страшна. Массовые дешевые модели многих отечественных машин еще не выпускает никто, и предложить что-либо новое не проблема. Тем не менее новых крупных производителей не видно. Кажется, сделать серьезный бизнес на массовом производстве маленьких автомобильчиков в России мало кто способен.
Одно из немногих исключений – краснодарская фирма «Компаньон». Первые машинки этой марки появились в 1992 году. Предприятие начинало с того, что в модельном мире зовут конверсией. На базе серийной модели другого производителя создается тюнинговая модификация, отличающаяся от оригинала. Обычно в России конверсии штучно делают самодельщики или в небольших количествах кустарные мастерские.
«Компаньон» первым выпустил конверсии саратовских машинок промышленным методом. Почти полгода в московском «Детском мире» распродавали крупную партию окрашенных в оранжевый цвет моделей экскаватора на базе саратовского трактора МТЗ-82 с пластмассовыми стрелой, ковшом, опорами, передним топливным баком и бульдозерным отвалом. Все элементы навесного оборудования у модели откидывались, работали штоки телескопических гидроцилиндров.
Напомню, что базовая саратовская модель трактора «Беларусь» в 1992-м была еще новинкой, которую успели купить не все. Через год-полтора появились другие модификации того же трактора: фронтальные погрузчики с ковшом и крановой стрелой, вариант экскаватора с гидромолотом вместо ковша. Продавался даже набор из четырех тракторов со всеми видами навески в одной коробке.
Потом последовала еще одна конверсия. В Краснодаре брали модель ВАЗ-2108 саратовского «Тантала», на крышу приделывали багажник с лодкой, сзади фаркоп, к которому цепляли пластмассовый прицеп-кемпер. Прицеп был какой-то неопределенной марки. Позже багажником с лодкой и прицепом в Краснодаре начали комплектовать «Жигули», «Москвичи» и «Волги» завода «Агат». Кстати, зарубежные фирмы, например английская Matchbox, выпускали такие «туристические» комплекты – автомобиль с прицепом-кемпером. Сегодня это предлагает лидер российского рынка – китайская Cararama.
Но настоящий сюрприз «Компаньон» преподнес весной 1995-го. Никто в стране еще не делал модели автобусов, только микроавтобусы. И тут появляется в масштабе 1:43 очень неплохая пластиковая модель автобуса «Кубань», очень похожая на оригинал. Она почти целиком состояла из оригинальных деталей, даже руль, фары и фонари не заимствованы от каких-то ранее известных машинок. Лишь зеркала взяли от казанского КамАЗа. Цена была не выше, чем у массовых саратовских легковушек.
Вскоре последовали модели курганских автобусов. Сначала – КАвЗ-685 с капотом от ГАЗ-53, потом КАвЗ-3976 с оперением от ГАЗ-3307. Так как салон КАвЗов и капот с крыльями были отдельными деталями, выпустить две унифицированные модели не составило труда. Колеса и сиденья у них были от «Кубани», похожее по манере изготовления шасси. У этих машинок начались проблемы с качеством. Капот порой плохо «стыковался» с кузовом, колеса цеплялись за пол салона и кузовные арки, криво висел передний бампер. Приходилось в лучших традициях выбирать автобус, испытывая терпение продавца, – пересматривать половину имеющихся в наличии экземпляров.
Одно время продавались пожарные, санитарные, военные модификации КАвЗов и «Кубаней». Не уверен, что такие автобусы существовали в природе, поскольку отечественные моделисты любят фантазировать и, кстати, быстро научили этому китайских производителей российских машинок.
Тем временем потребитель ждал, что за курганскими автобусами последуют долгожданные модели родственных им горьковских грузовиков. И в начале нового века «Компаньон» выпустил их. Первым стал ГАЗ-3307. Часть машин делали в дизельном варианте ГАЗ-3309 с пластмассовой трубой на передней стойке, часть – без трубы, в базовой бензиновой модификации.
Пожалуй, это самая неудачная модель фирмы. Настоящий грузовик ГАЗ-3307, на мой взгляд, внешне более красив. Тонкие передние стойки кабины, удачные пропорции капота и крыльев, большое расстояние между крыльями и передними колесами. Краснодарских моделистов угораздило испортить всё: стойки кабины получились непропорционально толстыми, с неправильным углом наклона, ветровое стекло узкое. Передние колеса почти цепляются об арки крыльев. Сама кабина относительно рамы у большинства экземпляров как-будто «завалена» на левую сторону. Криво висит облицовка. Значительно лучше у «Компаньона» получился ГАЗ-5312, появившийся примерно годом позже. Его кабина похожа на настоящую.
У горьковских грузовиков, курганских и кубанских автобусов одинаковые узлы шасси. «Компаньон» сделал автобусам и грузовикам абсолютно разные шасси. Одинаковы только колеса. У «Кубани» и КАвЗа шасси в виде пластины с нанесенными агрегатами, а у ГАЗов – отдельная рама лесенка и выполненные в виде отдельных деталей мосты и рессоры. Автобусный вариант в Краснодаре получился менее правдивым, зато исполнен более качественно.
Шасси краснодарских моделей ГАЗ-3307 и ГАЗ-53 сделано из одинаковых деталей. А их качество, к сожалению, далеко не идеальное. Мосты и рессоры немного перекошены. Безобразен изогнутый, как оглобля, карданный вал. Один знакомый коллекционер моделей советских машин сказал, что не стал приобретать краснодарские «газики» именно из-за такого карданного вала.
Со дня своего появления ГАЗы выпускали в разных вариантах: бортовые, фургоны, специальные. Позднее появились цистерны и самосвалы. Некоторые кузова получились великолепно. Например, почтовый, мебельный и продуктовый фургоны. Неплохо смотрятся бортовые платформы старого и нового образца, кузов изотермического фургона и рефрижератора. Вполне приемлемы «бочки» автоцистерн.
Кузов вахтового автобуса сам по себе неплохой. Но ради удешевления производства кузова машины технической помощи и автозака сделали такой же формы, как у «вахты», только с меньшим количеством окон. Но я не уверен, что у прототипов унификация кузовов абсолютно такая же.
Сделать самосвал с трехсторонней разгрузкой в масштабе 1:43 сложно. Поэтому кузова сельскохозяйственных САЗов от «Компаньона» откидываются только назад. Очень интересной получилась новинка 2007 года – коммунальный ГАЗ с пескоразбрасывателем и подметальной цилиндрической щеткой.
К сожалению, такому предприятию в наших условиях приходится преодолевать немало трудностей. Как-то в журнале «Автомобильный моделизм» директор «Компаньона» Игорь Жуков рассказал о намерении выпустить массовую модель «Бычка». Но вместо «Компаньона» это сделали китайцы. Они, в отличие от потенциальных российских производителей, не дремлют.
Да, у моделей, выпускаемых «Компаньоном», много недостатков. Да, пластик, из которого когда-то делали навеску для тракторов, а теперь целиком весь грузовик, некачественный, вечно кривой и на ощупь какойто неприятный. Но, подчеркиваю, новых фирм, сумевших в условиях современной России с нуля наладить массовое производство автомобильчиков в масштабе 1:43, создавших свой оригинальный модельный ряд и продолжающих успешно работать в течение многих лет, практически не видно. Поэтому деятельность «Компаньона», несмотря ни на какие недостатки его продукции, заслуживает высокой оценки.