Всё меньше производители масштабных моделей в «43-м» масштабе оставляют «белых пятен» в отечественном автомобилестроении. Целый выводок грузовиков Московского автозавода им. Сталина недавно выехал на полки магазинов, торгующих моделями автомобилей. Это семейство включает ранние АМО-2 и АМО-3, популярные ЗИС-5 и ЗИС-5В, трёхосные грузовики ЗИС-6 и даже полноприводную экзотику – ЗИС-32 и ЗИС-36.
Довоенные грузовые автомобили ЗИС не первый раз становятся объектом моделирования в Die-cast. Впервые модели этих известных и уже ставших легендарными грузовиков предложил в начале 1990-х годов питерский завод ЛОМО. Сначала пожарные варианты, а потом и гражданские бортовые. Несмотря на то что их модели были грубы, кое-где условны и стоили весьма не дешево, коллекционеры были рады такому подарку судьбы. Через некоторое время «трёхтонками» занялась частная модельная компания «Миниклассик» из Запорожья, предложив коллекционерам довольно неплохие версии ЗИС-5В, ЗИС-6 (БМ-13 «Катюша»), ЗИС-8 (автобус) и другие. Но всё же это были достаточно дорогие модели. Понятно, что рядовой коллекционер нуждался в более доступных моделях ЗИС довоенной и военной поры.
Эту «нишу» недавно попробовал занять «Наш автопром», который уже поднаторел на выпуске недорогих моделей Горьковского автозавода 1930–1940 гг. Похоже, что за основу для всего семейства грузовиков ЗИС был взят эталонный ЗИС-5 выпуска 1933–1941 гг., который сохранился на ЗИЛе (одна из моделей даже полностью копирует его современную бежевую окраску). Внимательно рассматривая только эту модель, поражаешься, как создателям модели удалось малыми средствами (деталей в модели не очень много) создать вполне приличную и симпатичную копию. Если не обращать внимания на некоторые упрощения (например, ручки на дверях сделаны не отдельными деталями, а отлиты вместе с дверьми), то модель явно претендует на звание лучшего воплощения «трёхтонки» в «43-м» масштабе.
Если рассматривать всё предлагаемое семейство грузовиков АМО и ЗИС, то невольно возникает масса вопросов. Если на АМО-2 в глаза бросается только «унифицированная» с моделью ЗИС-5 бортовая платформа (она на моделях единая для всех), хотя в жизни, конечно, было не так. В остальном у модели видны детали, отличающие АМО-2 от более позднего ЗИС-5: передние крылья другой формы, фары на других кронштейнах, кабина с «мягкими» боковинами, решётка радиатора с эмблемой «АМО» и т.д. Даже окраска выполнена достаточно верно – крылья автомобиля и решётка радиатора окрашены в чёрный цвет.
А вот модель АМО-3 кроме как недоразумением назвать сложно. В начале выпуска АМО-3 полностью внешне повторял АМО-2, а ближе к концу уже был практически неотличим от ЗИС-5. В процессе производства комплектация его менялась постепенно, поэтому могло встречаться различное сочетание элементов, но всё же известно, что сначала изменили форму передних крыльев, а уж потом поменяли конструкцию кабины. Она стала закрытой (такую последовательность событий подтверждают многочисленные фотографии, в том числе и сделанные в цехах ЗИС). А вот у «Нашего автопрома» с АМО-3 получилось всё наоборот: крылья ещё старые угловатые, а кабина уже новая закрытого образца. Видимо, создатели модели просто запутались, так как из уже существующих элементов АМО-2 и ЗИС-5 можно было «составить» вполне правдоподобный АМО-3.
Лучше обстоят дела с моделью ЗИС-6. Несмотря на то что эта модель тоже «составлена» из унифицированных элементов, ей не забыли добавить необходимые детали как снизу рамы, в трансмиссии (раздаточная коробка, балансирная подвеска задних мостов, правда, нерабочая), так и сверху в виде дополнительного топливного бака под кузовом и запасного колеса, установленного под углом к раме. Ещё больше оригинальных деталей получили модели полноприводных версий ЗИС-32 и ЗИС-36. У них в трансмиссии добавился передний ведущий мост и имитация карданной передачи к нему. В результате получились уж совсем экзотические варианты, и если ЗИС-32 в жизни успел стать хоть и мелко-, но всё же серийной машиной, то трёхосный полноприводный ЗИС-36 так и остался навсегда лишь в опытных экземплярах и широкой публике до недавних пор был совершенно неизвестен.
Вопреки последней моде делать рамы грузовиков из пластика на моделях АМО и ЗИС рама выполнена из металла, как капот и кабина, что соответствует классической комплектации Die-cast. Всё остальное, естественно, сделано из пластических масс. Ещё одно достоинство моделей оценят конверсионщики – модели легко разбираются и их детали легко комбинируются между собой. К недостаткам моделей можно отнести невысокое качество их сборки. Часто они собраны с перекосом деталей, с огромными зазорами между ними, подводит модели и окраска (часто видна шагрень). Всё это значительно снижает к ним интерес со стороны серьёзных коллекционеров. Ориентировочная розничная стоимость моделей примерно 600 рублей.